Зигзагообразный курс российского руководства, удерживающего Россию на плаву даже в условиях сильнейшего геополитического шторма, при всех его издержках, куда предпочтительней прямолинейного курса известного парохода, дожившего только до первого айсберга

Для начала, давайте сопоставим две, на первый взгляд, противоречивые новости последних дней:

Новость №1:

МОСКВА, 19 апреля. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал критиков правительства не забывать, что Россия практически живет в условиях блокады и закрытых внешних финансовых источников. Об этом он заявил по итогам отчета о работе кабмина в Госдуме.

«Давайте по-честному: я сегодня все специально смягчил, имея в виду и то, что экономика стала подрастать, и целый ряд отраслей дает уверенный рост. Но давайте на землю опустимся все. Мы в каких условиях живем? Финансы закрыты, блокада, нефть упала в два раза — вы это все забыли?» — обратился председатель правительства к парламентариям.

Новость №2:

Журнал Forbes опубликовал рейтинг богатейших людей России. Список второй год подряд возглавляет совладелец и председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Издание оценило состояние бизнесмена в $18,4 млрд, что на $4 млрд больше, чем годом ранее.Второе место занял председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов. Forbes насчитал у него $17,5 млрд (увеличение состояния в годовом выражении на $6,6 млрд). Тройку замкнул владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин Его состояние выросло на $6,8 млрд до $16,1 млрд.

Таким образом, можно констатировать, что в условиях блокады, когда экономика РФ испытывает серьезные трудности, на которые прямо ссылается премьер-министр, а уровень жизни населения страны стагнирует, или даже падает, долларовые состояния крупнейших российских олигархов растут как на дрожжах. Причем в небывалых, рекордных размерах.

Казалось бы – вот она, почва для справедливого гнева и массового недовольства. Но давайте засунем свои эмоции куда подальше и посмотрим на ситуацию трезво.

Получается, что никакой блокады российской сырьевой и полуфабрикатной экономике Запад вообще не объявлял и никаких финансов для неё не закрывал. Наоборот, судя по фантастическим доходам олигархов, он еще больше усилил высасывание из РФ её ресурсов. Выходит, что Запад, пытается напрямую формировать структуру экономики РФ, делая наиболее успешными и прибыльными только те отрасли (сырьевые), которые его интересуют, одновременно подавляя санкциями те (высокотехнологические), которые ему не нужны.

Так вот почему, оказывается, Владимир Путин и другие российские руководители говорят, что западные санкции это надолго, если не навсегда. А Украина всего лишь удобный предлог для их введения. Западу не нужна высокотехнологичная Россия в принципе. Ему нужны только её сырье и полуфабрикаты самого низкого уровня переработки.

Конечно, российские сырьевые олигархи, при таком раскладе, мягко говоря, не бедствуют. Но они платят очень даже приличные налоги государству, которое на эти средства продолжает развивать промышленный сектор высоких технологий. Пока, тем не менее, получается так, что эти технологии могут развиваться, или, хотя бы, не загнуться только при условии опережающего роста сырьевых отраслей – главного источника валютных поступлений.

То есть, возникает замкнутый круг, который полностью соответствует западным представлениям о России, как сырьевом придатке его глобальной экономики. Россию, как государство и народ, это очевидно не устраивает. Хотя бы потому, что сырьевой тип экономики явно не нуждается в таком большом количестве рабочих рук. Однако одномоментно соскочить с этой сырьевой иглы без болезненных последствий для всей страны однозначно не получится. Произойдет «ломка» колоссальных масштабов с неизбежными последствиями в виде дестабилизации и социально-политического краха России.

Единственная возможность относительно безболезненного преодоления этой явно неприемлемой ситуации заключается в постепенном наращивании технологического сектора промышленной экономики и вытеснении в разряд второ- и третьестепенных сектора сырьевого. Только в этом случае Россия обеспечит себе необходимую степень экономической независимости от Запада и сможет проводить полностью самостоятельную и по-настоящему рациональную внешнюю и внутреннюю политику.

Насколько я понимаю Владимира Путина, он полностью отдает себе в этом отчет и намерен и дальше вести свою страну твердым курсом между Сциллой несовершенного настоящего и Харибдой светлого, но пока еще несбывшегося будущего. Причем особой свободы маневра в этой исторической узкости у него нет, как, следовательно — и права на ошибку. И то, что многим из нас представляется как непоследовательность руководства и зигзагообразность его курса, на самом деле является единственным способом не налететь на скалы и не получить фатальную пробоину. Был уже такой корабль, который шел к своей цели напролом. «Титаником» его называли.

Юрий Селиванов