Президент Трамп в ответ «умывает руки»

Глава ливийского Правительства национального согласия (ПНС) Файез Саррадж направил в ООН, Лигу арабских государств и Евросоюз, и другие международные организации письмо с призывом немедленно вмешаться в ситуацию в стране. На юге страны в районе города Себха (столица исторической области Феццан) развернулись тяжелые бои между лояльными ПНС вооруженными отрядами и подразделениями Ливийской национальной армии (ЛНА).

Саррадж утверждает, что сражение за Себху (800 км к югу от Триполи) «угрожает тому, что мы достигли на пути национального примирения» и грозит началом бессрочной гражданской войны. Как бы предвосхищая письмо ливийского премьер-министра, президент Дональд Трамп вчера на совместной пресс-конференции с премьером Италии Паоло Джентилони заявил о позиции США по этому вопросу. Вашингтон совершенно спокойно «умывает руки».

«Я не вижу роли (США) в Ливии. Думаю, США уже сыграли уже достаточно ролей», — заявил он, отвечая на вопрос о том, какую роль могли бы сыграть США в урегулировании ситуации в этой стране. «Я вижу роль в том, чтобы победить ИГИЛ», — подчеркнул американский президент.

Видимо, как обычно президент Трамп плохо информирован. Террористическая группировка «Исламское государство» (запрещена в России) очень активно действует в этой североафриканской стране. Как, впрочем, и филиал «Аль Каиды» — группировка «Ансар Аль-Шария» (запрещена в РФ). Немало там и других радикальных исламистских группировок «местного разлива».

К тому же ответственность за царящий ныне в Ливии военно-политический хаос несут именно США и страны Евросоюза (прежде всего Франция), организовавшие в 2011 году военную интервенцию, результатом которой стало свержение законного правительства Муаммара Каддафи.

Страна давно расколота. На западе (историческая область Триполитания) в официальной столице Триполи находится ПНС во главе с Файезом Сарраджем, на востоке (Киренаика) в Тобруке базируется Палата представителей — парламент страны, которым руководит Агила Салех Иса. Парламентарии обвиняют правительство в том, что большая часть его членов — представители «Братьев-мусульман» и «Аль Каиды». Триполи поддерживает Саудовская Аравия и монархии Персидского залива, Тобрук — только Египет. Но парламент поддерживают войска ЛНА во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром.

За третью историческую область Феццан теперь идут бои. Многие территории контролируют различные исламистские и племенные вооруженные группировки.

Две недели назад советник из команды президента Трампа Себастьян Горка продемонстрировал «вершину» политического анализа, предложив просто разделить Ливию как раз по условным границам этих трех исторических областей. Причем нарисовал Горка этот план на салфетке. Надо отметить, что Россия жестко выступает за сохранение страны в ее нынешних государственных границах. Москва поддерживает контакты и с Триполи, и с Тобруком.

В отличие от американцев, для европейцев нестабильность в Ливии — источник головной боли. Отсюда поток в Европу спасающихся от ужасов гражданской войны людей так же велик, как и из Сирии. Но без помощи Вашингтона Евросоюз на какие-то военные действия не решится. Напомню, что после первых двух недель военной интервенции 2011 года у сил Евросоюза начали заканчиваться авиационные боеприпасы, ситуацию спасло только подключение к воздушному вторжению США.

К тому же легитимность правительства в Триполи вызывает серьезные сомнения, а значит и его просьбы об иностранной военной помощи. Оно вроде бы признано мировым сообществом, но не признано своим же законно избранным парламентом, против него теперь воюет Ливийская национальная армия, которую как раз парламент признает.

Очевидность того, что гражданскую войну в Ливии может остановить только ее объединение под управлением «сильного лидера», в Евросоюзе тоже начали понимать. Очевидна и кандидатура на этот пост — командующий ЛНА фельдмаршал Халифа Хафтар.

Бывший приближенный Каддафи, он командовал ливийским войсками в Чаде во время известной «Войны на «Тойотах», проиграл, попал в плен, бежал, связался с ЦРУ и стал врагом лидера Ливийской Джамахирии. В 2011 году вернулся в Ливию и присоединился к мятежникам на востоке страны. Особо отличился в борьбе против исламистов уже на новом этапе гражданской войны, прежде всего, против ИГ и «Ансар Аль-Шария».

В марте 2015 года парламент назначил его командующим ЛНА, но в Триполи его обозвали «военным преступником». В марте его войска разгромили исламистов «Бригады защиты Бенгази» в боях за портовые города Рас-Лануф и Эс-Сидр. На Западе в Хафтаре видели долгое время диктатора под стать Муаммару Каддафи. Но активные контакты Хафтара с Москвой и его возможные договоренности с РФ о совместной борьбе с международным терроризмом вызвали на Западе панику, и появились призывы немедленно втянуть его «зону западного влияния».

В настоящий момент подразделения Хафтара ведут боевые действия в Себхе с отрядами лояльными ПНС, и для Триполи наступает критический момент. Более того, ливийский парламент в Тобруке представляет миру альтернативную картину. По его заявлениям, в Себхе ЛНА сражается с «вооруженным группировкам, экстремистам, иностранным наемникам и контрабандистам», а не с правительственными отрядами. ЛНА и Хафтар последнее время одерживают победу за победой и, очевидно, что после Себхи может наступить очередь Триполи и ПНС. Евросоюз просто не успеет придумать новую схему своих действий в Ливии, тем более договориться о новой интервенции.