Океанские противоракетные «плавучие острова» не должны стать сугубо американским «эксклюзивом»

Около года назад, а точнее 17 июня 2016 г. «Ньюс Фронт» опубликовал мою статью «Арктический флот не подведет», где высказывался ряд небанальных мыслей по поводу целесообразности строительства для российского Северного флота специальных боевых кораблей ледокольного класса.

Обычный боевой корабль в условиях Северного Ледовитого океана имеет весьма ограниченный район плавания, грубо говоря, до кромки арктических льдов. А чтобы продвинуться хоть на метр дальше, ему опять же нужен ледокол. То есть это уже караван, как минимум, из двух и более кораблей. Один из которых только прокладывает путь, а другой, в случае необходимости, только стреляет. Но ведь такую схему трудно назвать оптимальной. Это и двойной экипаж, и двойной расход всех ресурсов и повышенная опасность мореплавания во льдах для корабля неледового класса. Да и вообще – зачем отправлять два корабля на задание, с которым может справиться один?…И такими кораблями могут стать только новые ледоколы. Достаточно мощные и автономные, чтобы нести патрульную службу в угрожаемый период в самых отдаленных и труднодоступных районах Северного океана…

Как обычно, высказывание вашим покорным слугой не вполне причесанных на общий пробор мыслей вызвало дежурную реакцию пренебрежительного неприятия у некоторой части почтенной публики:

Сергей

Бред сивой кобылы. У этого «специалиста» нет ни малейшего представления об проектировании, строительстве и тем более эксплуатации ни гражданских судов, ни боевых кораблей. Такие господа государственные деньги готовы тратить на что угодно, только не на то, что реально нужно.

И вот, не прошло и года после столь безапелляционного обличения авторской некомпетентности, как на «Адмиралтейской верфи» в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония закладки для ВМФ России головного многофункционального патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 (шифр «Арктика»).

Корабль предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; сопровождения и поддержки судов обеспечения; участия в спасательных операциях; перевозки специальных грузов. Новое многофункциональное судно способно эффективно выполнять задачи в арктической зоне как самостоятельно, так и в составе группировок (отрядов) боевых кораблей, а также осуществлять эскортные функции на арктических коммуникациях. Кроме того, «Иван Папанин» имеет необходимое вооружение для нанесения артиллерийских ударов по морским, береговым и воздушным целям.

Официальное изображение многофункционального патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550. Рисунок с плаката с церемонии закладки 19.04.2017
Официальное изображение многофункционального патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550. Рисунок с плаката с церемонии закладки 19.04.2017

Таким образом, сама жизнь расставила все на свои места. Принципиальное решение о вооружении Северного флота боевыми ледоколами принято и уже воплощается в металл. Однако это, несомненно, только первый шаг на пути к созданию полноценного Арктического флота России. И, конечно же, одних только относительно небольших патрульных ледоколов, вооруженных ствольной артиллерией, для реализации этой задачи будет недостаточно. В этой связи позволю себя процитировать еще один фрагмент упомянутой выше статьи, в которой раскрывается весь потенциальный функционал будущего ледового флота:

Задача проникновения боевых кораблей России как можно дальше на Север, в скованные льдом пространства приполярной Арктики, отнюдь не выглядит чрезмерной экзотикой. И такими кораблями могут стать только новые ледоколы. Достаточно мощные и автономные, чтобы нести патрульную службу в угрожаемый период в самых отдаленных и труднодоступных районах Северного океана. Оснащение этих боевых единиц современными комплексами ПВО/ПРО семейства С-400/500 завершит формирование начатого островными базами сплошного периметра защиты России от средств воздушного и ракетного нападения с северного направления. Уже само присутствие на вынесенных далеко в океан плавучих платформах мощных зенитно-ракетных средств, сделает воздушное пространство в районе Северного полюса фактически бесполетной зоной для ВВС противника.

Не исключено, что новые российские ледоколы могут сыграть и весьма важную роль в противолодочной обороне страны на данном направлении. Существующая ныне непроницаемая защита ледового панциря, под прикрытием которой невидимые вражеские субмарины подбираются к российским берегам, может быть раз и навсегда устранена развертыванием вооруженных ледокольных судов в ранее недоступных для надводных боевых кораблей районах. Даже сам по себе риск быть внезапно обнаруженным таким блуждающим среди льдов противолодочным рейдером, окажет на экипажи подводных лодок противника крайне деморализующее воздействие и будет способствовать срыву их боевой задачи.

Немаловажным довеском к этому комплекту вооружения может стать и уже зарекомендовавший себя комплекс ракетного наступательного оружия типа «Калибр». Его размещение на данных кораблях придаст им серьезные наступательные функции и позволит претендовать на статус господствующей военно-морской силы на данном весьма специфическом театре военных действий…

В дополнение к ранее сказанному, хочу кое-что уточнить. Идеи, подобные высказанным выше, уже активно прорабатываются в США. И эти проработки находятся здесь в достаточно продвинутой стадии. О чем можно уверенно судить по сравнительно недавним публикациям в военно-аналитических изданиях:

ВМС США обсуждают возможность строительства корабля ПРО на базе ДВКД типа «Сан-Антонио». Массивный 25-тысячетонный перевозчик войск и техники имеет достаточные размеры для размещения большого радара, предназначенного для обнаружения и сопровождения баллистических ракет. По оценкам специалистов, боевые возможности корабля ПРО на базе «Сан-Антонио» могут быть в два раза выше, чем на стандартных эсминцах и крейсерах, оснащенных системой «Иджис». Кроме того, в большом корпусе ДВКД может быть размещено «огромное число» ячеек для УВП — установок вертикального взлета для противоракет…

Десантно-вертолетный корабль-док «San Antonio» (LPD-17) ВМС США
Десантно-вертолетный корабль-док «San Antonio» (LPD-17) ВМС США

Таким образом, логика рационального военно-технического мышления везде одинакова. С той лишь разницей, что в российском случае аналогичные противоракетные платформы, с учетом географического положения страны, придется размещать на кораблях ледового класса, способных оперировать в условиях крайнего Севера. Первый шаг к решению этой важной стратегической задачи и был сделан накануне в Санкт-Петербурге. Во всяком случае, на это надо надеяться.

Юрий Селиванов