Премьер Тереза Мэй намерена получить мандат народа, а ее Консервативная партия — укрепить позиции в парламенте накануне решающих переговоров по выходу Королевства из ЕС

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй сделала сильный ход, объявив о проведении досрочных парламентских выборов в стране 8 июня. Об этом глава правительства и лидер правящей Консервативной партии заявила накануне вечером в ходе специального обращения перед своей резиденцией на Даунинг-стрит, 10. Сегодня в парламенте состоится голосование по этому вопросу. По всеобщему мнению, необходимые две трети голосов депутатов для этого будут получены, так как ведущая оппозиционная партия — Лейбористская — также поддерживает идею досрочных выборов.

«Я только что провела заседание кабинета, где мы договорились, что правительство должно объявить всеобщие выборы, которые состоятся 8 июня», — заявила премьер, занявшая свой пост не после победы на выборах, а в результате ухода в отставку в июле 2016 года выступавшего против Brexit экс-премьера Дэвида Кэмерона, который уже назвал ее решение смелым и правильным, пожелав удачи на выборах консервативным кандидатам.

Представитель Мэй известил о принятом ее кабинетом решении Королеву Елизавету Вторую. Как сообщил, выступая в Палате общин, глава фракции консерваторов Дэвид Лидингтон, парламент будет распущен 2 мая, после чего начнется активная фаза избирательной кампании.

Зачем это нужно британской власти?

Мэй пояснила, что причиной такого шага стали предстоящие переговоры по выходу страны из  Евросоюза. Как ожидается, они будут сложными и упорными, и правительство поэтому должно быть максимально сильным перед лицом своих европейских визави, не должно отвлекаться на ведущиеся оппозицией «политические игры».

«Я уверена, что необходимо гарантировать сильное и стабильное лидерство, в котором нуждается страна», — подчеркнула премьер-министр. Поэтому, по словам Мэй, «нам нужны всеобщие выборы, и они нужны нам сейчас», потому что страна с Brexit вполне определилась, а Вестминстер — нет. Она имела в виду, что оппозиционные лейбористы обещали ранее заблокировать окончательное соглашение о выходе Британии из ЕС, что Шотландская национальная партия обещала голосовать против законопроекта о прекращении приоритета европейского законодательства над британским, а либерал-демократы угрожали саботировать работу парламента. После того как взявшие решительный курс на Brexit — причем по самому жесткому варианту — консерваторы, как ожидается, победят на выборах, саботировать расставание Британии с Европой их политическим противникам будет намного сложнее.

Именно к ним и обратилась Мэй, объявляя о решении своего кабинета: «Это ваш шанс действительно показать, что вы не просто находитесь в оппозиции ради оппозиции, продемонстрировать, что вы относитесь к политике не как к игре. Давайте завтра (т.е. сегодня — прим.Царьграда) проголосуем за выборы. И дадим сделать выбор людям».

Премьер-министр Тереза Мэй объявила о проведении досрочных парламентских выборов в Великобритании. Фото: Alastair Grant AP/TASS

Зачем это нужно лично Мэй?

Лично британскому премьеру этот шаг нужен сразу по нескольким причинам.

Во-первых, она хочет быть избранной на этот пост по всем правилам, войти на Даунинг-стрит, 10 через парадный вход, а не заднюю дверь, как это произошло, когда она подменила без выборов в премьерском кресле хлопнувшего дверью после Brexit Кэмерона.

Во-вторых, в случае ожидаемой победы она останется у власти еще на пять лет, в то время как в нынешней ситуации ее полномочия истекают уже в 2020 году. Пока, несмотря на грядущий «развод» с Европой, жизнь британцев не ухудшилась, скорее даже улучшилась. Что и как будет потом, даже через пару лет, сказать трудно. Поэтому пока не поздно Мэй лучше подстраховаться на этот счет.

Позиция британских политических партий

В этой ситуации ведущей оппозиционной Лейбористской партии ничего не оставалось как одобрить эту инициативу. Ее лидер Джереми Корбин приветствовал решение премьера, заявив, что досрочные выборы дадут британцам возможность «проголосовать за правительство, которое будет ставить во главу угла интересы большинства». Корбин утверждал, что «лейбористы предлагают эффективную альтернативу нынешнему правительству», которое «оказалось неспособно перестроить экономику, устроило вместо этого разрушительные сокращения расходов и привело к снижению жизненного уровня».  

Скорее всего, лидер лейбористов, превратившихся из партии рабочего класса в партию, обслуживающую интересы всевозможных меньшинств и мигрантов, конечно, понимает, что никаких лавров ему и его партии предстоящие выборы не принесут, но не может же он предстать в глазах избирателей откровенным трусом, отказавшись бросить вызов консервативному премьеру.

Либерал-демократы тоже «за».

«Это возможность изменить направление развития страны. Если вы не хотите катастрофически тяжелого Brexit. Если вы хотите, чтобы Британия осталась в едином рынке. Если вы хотите, чтобы Британия оставалась открытой, толерантной и единой. Это ваш шанс», — заявил лидер либерал-демократов Тим Фаррон.

Не против досрочных выборов и шотландские националисты. Их лидер первый министр Шотландии Никола Стерджен обвинила консерваторов в проведении «правой» политики, навязывании стране жесткого Brexit, сокращениях социальных расходов, предложив «постоять за Шотландию».

Любопытно, что решение о проведении досрочных выборов подвергла резкой критике яро агитировавшая за Brexit Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP), руководство которой, видимо, опасается, что консерваторы перехватят их конек, что понизит собственную значимость и влияние партии, а также, возможно, постараются выхолостить идею радикального Brexit. Лидер партии Пол Наттол назвал это решение циничным и продиктованным слабостью Лейбористской партии. Понимая, что обратного хода уже нет, он призвал избирателей «проголосовать за UKIP, единственную партию, всем сердцем выступающую за быстрый и эффективный Brexit».

Консерваторы: выборы не повлияют на Brexit

Между тем британские власти заверяют, что проведение досрочных всеобщих выборов не окажет воздействия на график выхода страны из ЕС. Как заявил официальный представитель Мэй, Brexit «будет идти своим чередом», о чем уже проинформированы и европейские партнеры Лондона, в том числе глава Евросовета Дональд Туск.

Это означает, что после введения Мэй 29 марта в действие статьи 50 Лиссабонского договора лидеры 27 стран сообщества примут на очередном саммите политическое соглашение на основании состоявшегося запуска Лондоном процедуры Brexit, и официально вручат главному переговорщику ЕС по условиям «развода» с Лондоном Мишелю Барнье мандат на ведение переговоров с британским министром по вопросам Brexit Дэвидом Дэвисом. Они начнутся, вероятно, в июне и, как ожидается, продлятся примерно полгода. На них будут обсуждаться только условия выхода Британии из ЕС. В конце текущего года стороны приступят и к рассмотрению будущего торгового соглашения. Выход Британии из ЕС состоится не позднее 29 марта 2019 года.

В Европе поддерживают решение Мэй

Решение британского премьера внести больше определенности в Brexit поддерживают в Брюсселе, Берлине и других европейских столицах.

«Это даст возможность гражданам Великобритании высказаться о том, как они видят будущее отношений их страны с ЕС», — заявил представитель Европарламента (ЕП) на переговорах по Brexit Ги Верхофстадт. Лидер европейских либералов пообещал конструктивно работать с новым правительством в Лондоне.

«Надеемся, что объявленные премьер-министром Мэй досрочные выборы приведут к большей ясности и предсказуемости в ходе переговоров с ЕС», — заявил министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль (СДПГ).

Британские избиратели тоже довольны

О том, что со стороны Мэй речь идет о четко просчитанном шаге, свидетельствует и отношение к идее досрочных выборов самих британских избирателей. Так, согласно опросу общественного мнения, проведенному компанией IMC по запросу газеты The Guardian, 55% респондентов поддерживают этот шаг. Не согласны с ним лишь 15%.

При этом за консерваторов готовы проголосовать 46% британцев, за лейбористов — всего 25%. За либерал-демократов — 11%, за добившуюся Brexit Партию независимости Соединенного Королевства — 8%, «зеленых» — 4%.

Так что, похоже, властью все сделано правильно. Британцы вначале неожиданно для многих, но не для элиты, проголосовали за Brexit, потом — сами испугались своей смелости, но после некоторых колебаний увидев, что ничего страшного не происходит, и что, напротив, перспективы перед страной открываются неплохие, решились идти вперед, к полной независимости от Брюсселя. Теперь это уже не обсуждается. Весь вопрос в том, как сделать это наиболее выгодным для страны образом. Помочь этому и должны предстоящие досрочные выборы.