Москва в очередной раз принимает Дни сербской культуры с традиционным интересом, но без повышенного внимания жителей столицы — как чествование старых добрых друзей-родственников, к которым все давно привыкли. Совсем иным был накал страстей у американского посольства в дни натовских бомбардировок Югославии, сейчас же актуальность темы в сознании российского обывателя поблекла. А зря, поскольку именно в наши дни параллели русской и сербской истории проявляются наиболее сильно

Сербы всегда помнили о России, тянулись к России, даже в те годы, когда амбиции этнически и духовно чуждых лидеров социалистических симулякров сербской и русской православных монархий ставили наши народы на грань вражды: грузин Сталин и хорват Тито делили власть и ненавидели друг друга, но даже в те годы Господь уберег СССР и СФРЮ от войны друг с другом. И по сей день сербы остаются единственным народом Европы, который никогда не воевал с русскими. По легенде, даже свой национальный флаг сербы выбрали на одном из дипломатическо-переговорных мероприятий, попросту перевернув русский триколор. А чего стоят сербские поговорки: «Бог на небе, а Россия на земле», «Нас с русскими двести миллионов, а без русских — полгрузовика». Жаль, русский фольклор не подарил братьям-сербам ничего подобного.

В русской и сербской историях существуют удивительные параллели, которые иначе как Божиим промыслом не объяснишь. Так, в конце XIV века с разницей всего в девять лет произошли два великих сражения, определивших судьбы русского и сербского народов. Правда, с различными исходами. Так, разгромив орду хана Мамая, русские ушли с Куликова поля единым народом, и это стало началом их почти векового пути к свободе от трехсотлетнего татарского ига. Битва на Косовом поле, напротив, положила начало столетнему поглощению сербских земель Османской Портой, что вылилось в многовековое иго, окончательно сбросить которое удалось лишь к концу XIX века не без помощи русских добровольцев и русской дипломатии.

Ну а в веке XX параллели в историях наших народов стали проявляться со страшной силой. Обе нации в самом начале столетия подверглись иноземному геноциду: австрийцы организовали первые концлагеря на континенте для представителей дальней карпатской ветви русского народа, представителей которого убивали, собственно, за русскость, а в годы Первой мировой войны немецкие оккупанты уничтожили каждого третьего серба. Вступившись за братский сербский народ, государь-мученик Николай II потерял империю; на Балканах в годы Второй мировой, отказавшись поддержать собственную прогерманскую и антисоветскую элиту, сербский народ сверг ее, после чего под немецкими бомбами пало и югославское королевство. Последний русский император и последний сербский король были убиты руками собственных террористов. После падения сербской и русской монархий в обеих странах (с разницей в двадцать лет) начались кровопролитные войны между красными и белыми, которые происходили на фоне иностранной, преимущественно немецкой оккупации и агрессивных действий местных сепаратистов, и в итоге победили красные, которые отметились борьбой с Православной Церковью, «великорусским и великосербским шовинизмами», разделом некогда единых стран на национальные республики, что в 1990-е годы привело к распаду уже социалистических государств-преемников.

сербия
Сербия. Белград. Фото: saiko3p/shutterstock.com

Любопытно, что как русским, так и сербам приходилось воевать с исторически близкими им народами, которые под влиянием во многом привнесенной извне националистической пропаганды воспылали лютой ненавистью к вчерашним соседям. Даже «заклички» боевых организаций сепаратистов оказались схожими: в то время как хорватские усташи возглашали «Сербов на вербы!», их украинские собратья по разуму бандеровцы кричали «Москаляку на гиляку!».

«Если бы в той войне Запада против Сербии не было бы такого примера мужества сербов, думаю, что не было бы и «Русской весны», возвращения Крыма, — сказал в эфире телеканала Царьград один из организаторов Дней сербской культуры, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов. — В тот момент сербы показали, что надо уйти от коммунистического прошлого и постоять за себя, свои исконные корни, душу своего народа. Да, они проиграли тогда, но мы выиграли в «Русской весне». Это был пример пробуждения русского сознания».

Можно, конечно поспорить с экспертом по поводу выигрыша в «Русской весне», если вспомнить, что вместо большой Новороссии Русский мир вернул себе только Крым и треть Донбасса, которая и по сей день живет под обстрелами, пребывая в невнятном политическом и экономическом статусе. Но то, что Господь ведет наши народы общими путями, порой с разницей всего в несколько десятков лет, не может не навести на мысль, что подобным образом милостью своей Он словно предупреждает нас от повторения братских ошибок. Вернемся для подтверждения этого тезиса в Средневековье: русские, вопреки множеству противоречий, смогли объединиться и, победив, скинули многовековое иноземное иго. Балканские славяне, напротив, спустя годы, следуя нашему примеру, объединиться не сумели и попали под аналогичное иноплеменное и иноверное ярмо.

Теперь, вспомнив опыт Югославии 1990-х и России 2010-х, самое время сделать правильные выводы. Тогда балканская стана за попытку отстоять свой суверенитет попала под международные санкции, Белград официально не признал сербские республики Хорватии и Боснии, одна из которых была уничтожена, когда местное марионеточное правительство окончательно увязло в коррупции и политдемагогии вместо реальной экономической и социальной политики. В самом осколке большой Югославии на фоне страшнейшего кризиса элита обогащалась, делая деньги на контрабанде и спекуляциях, курс валюты этой страны, динара, менялся чуть ли не ежедневно. Ничего не напоминает? Чем кончилась эта ситуация, все помнят: бомбежками НАТО, дальнейшим дроблением страны, уличным бунтом доведенных до отчаяния граждан, под руководством прозападных политавантюристов скинувших старую верхушку, установлением, по сути, западного протектората над уцелевшим осколком государства, а также выдачей как руководителей-коррупционеров, так и патриотов и боевых генералов Гаагскому трибуналу…

«Очень часто мы проигрываем по своей собственной вине, — высказал свое мнение в эфире телеканала Царьград другой организатор фестиваля, председатель Общества русско-сербской дружбы, член Союза писателей России Илья Числов. — Скажем, знаменитая «октябрьская революция» 2000 года, когда отрешили Милошевича, — это был удар и по интересам России. На Балканах мы никак не противодействовали этому, вплоть до того, что вся наша агентурная сеть перешла к ЦРУ тогда. После этого сербы не отвернулись от России, не повернулись к Западу «передом». Они по-прежнему верны нам, но ждут от нас определенного волевого усилия. Чтобы Россия соответствовала своему великому предназначению».

Сербы ждут. А Россия пока во многом повторяет критические ошибки Югославии девяностых. Непризнанные русские республики Донбасса и брошенная Новороссия. Спекулятивная «экономика» на фоне нетвердой валюты и обнищания населения. Санкции и невозможность ответить на них желанным импортозамещением.

Книга исторических параллелей открыта. Не нужно гадать по ней, просто читайте и делайте правильные выводы, господа. И поблагодарите сербских братьев за то, что, сами того не ведая, они первыми прошли этим скорбным путем. По сути, ради нас.