Российская фронтовая авиация уверенно осваивает стратегические дальности боевого применения

 

Период нарастающей турбулентности, в который очевидным образом вступил нынешний мировой военно-политический баланс, характеризуется, в частности, усиливающейся непредсказуемостью и появлением новых угроз, связанных с разработкой принципиально новых видов вооружений и нестандартным применением старых. Проще говоря, сегодня в этом балансе появляется все больше Х-факторов, которые могут повлиять на его будущую конфигурацию самым неожиданным образом. Взять, например, то же гиперзвуковое оружие, которое может произвести очередную революцию в военном деле. Или возрождение танков и артиллерии старших поколений на новой «элементной базе».

В этой связи, на существующее соотношение сил ведущих мировых держав не следует смотреть как на нечто застывшее и раз и навсегда данное. Поиски прорывных направлений идут постоянно и далеко не всегда заинтересованные стороны об этом трубят во всю мощь своих СМИ. Тем более, не стоит искусственно тормозить эти процессы у себя дома, памятуя, что наше торможение будет только способствовать опасному отрыву других.

В этом отношении, судя по тому, что происходит сегодня в Воздушно-космических силах России, их руководство отнюдь не склонно к такому торможению. Эксперименты по расширению диапазона боевого применения российской воздушной мощи, причем в самых неожиданных её конфигурациях, идут здесь постоянно. Примером тому – недавно состоявшиеся крупномасштабные учения ВКС, в ходе которых большие группы самолетов фронтовой авиации, в том числе истребители-бомбардировщики Су-30СМ и бомбардировщики Су-34 перебрасывались из одного конца страны в другой, причем, в основном, методом беспосадочных перелетов. Самолеты неоднократно осуществляли дозаправку в воздухе и, судя по интенсивности применения этой операции, российские пилоты овладели ей в совершенстве.

Российская фронтовая авиация уверенно осваивает стратегические дальности боевого примененияРоссийская фронтовая авиация уверенно осваивает стратегические дальности боевого применения

Причем речь идет не об экипажах самолетов стратегической авиации, которые еще в советские времена широко использовали этот приём, но о тактическом звене ВКС, пилоты которого в прежние годы о дозаправке в воздухе. Как правило, понятия не имели. К тому же большинство самолетов ближнего радиуса действия узлами дозаправки вообще оснащено не было.

Сегодня же такие узлы устанавливаются практически на всех истребителях и фронтовых бомбардировщиках, что придает этому сегменту ВКС совершенно новые оперативно-стратегические качества.

Благодаря широкому распространению дозаправки в воздухе, Россия, во-первых, получает уникальные возможности для молниеносного оперативного маневра своей тактической авиацией на всей протяженности своей гигантской территории. Сегодня группировки российской истребительной авиации могут максимально быстро перемещаться на огромные расстояния и моментально концентрироваться на определенных командованием направлениях воздушных ударов. Что избавляет Россию от необходимости равномерного, неэффективного и крайне затратного распределения своих воздушных сил вдоль всего периметра государственной границы.

Однако и это еще не всё. Тактическая авиация, в совершенстве владеющая технологией дозаправки в воздухе, фактически превращается в авиацию дальнего действия, своего рода «стратегические силы по второму штату». Самолеты с таким увеличенным радиусом действия могут оперировать на значительном удалении от российской территории, в том числе на европейском направлении вплоть до Атлантического океана.

Российская фронтовая авиация уверенно осваивает стратегические дальности боевого примененияРоссийская фронтовая авиация уверенно осваивает стратегические дальности боевого применения

Кстати говоря, это не просто домыслы, но уже и реальная практика. Примерно полгода назад западная пресса сообщала об условном перехвате испанскими ВВС российского истребителя типа Су-35 который, каким-то загадочным образом, оказался над Бискайским заливом северо-западнее побережья Испании. Нельзя исключать, что это был экспериментальный полет с применением дозаправки в воздухе, имевший целью проверить возможность использования истребительной авиации для нанесения ударов на стратегических дальностях.

Следует подчеркнуть, что в условиях, когда западные визави России без малейшего стеснения развивают свои наступательные вооружения, такого рода нетрадиционные способы применения российских боевых самолетов, могут оказать серьезное компенсирующее воздействие на общее соотношение сил и способствовать его дальнейшей стабилизации. Тем более, что некоторые военно-стратегические «флюсы» в пользу Запада существуют уже долгое время и эту проблему все равно придется, так или иначе, решать.

К примеру, в этом контексте речь может идти о все еще сохраняющемся значительном превосходстве НАТО над Россией в области крылатых ракет морского базирования. Которое, применительно к Европейскому ТВД, является, по сути, превосходством в ракетном оружии средней дальности. Что никак не вписывается в стратегическую безопасность России и должно быть тем или иным способом нейтрализовано. «Стратегический истребитель» с дозаправкой в воздухе и паневропейским радиусом действия как раз и может стать весьма эффективным «противоядием» этой по-прежнему актуальной угрозе.

Юрий Селиванов