Турецкий журналист Фуад Аббасов считает безосновательными домыслами все предположения о том, что турецкий референдум дает неограниченную власть Эрдогану, превращая Турцию из светской страны в султанат. Горячо приветствует турецкий журналист и отказ Эрдогана от курса на евроинтеграцию
News Front: Конечно же, многие наши зрители наблюдали за референдумом в Турции. Многие волновались, не будет ли каких-то гражданских протестов, противостояния. Но пока, вроде бы, нет. Более того, я услышал от своих соотечественников такие голоса: а почему бы в России не провести подобный референдум? В конце концов, модель западной демократии, парламентаризма настолько себя опорочила в последние годы, настолько изживает себя, что, может быть, действительно это выход. Правда, другие говорят: Турция – это Османская империя, это Эрдоган султаном хочет стать. Здесь мнения разделились. На Ваш взгляд, что победило: здравый смысл либо амбиции одного человека?
— Это турецкая демократия – если коротко сказать. Ни о каких султанских амбициях Эрдогана речи не может быть, несмотря на все вот эти непонятные заявления. Ни о каком султанате не может быть речи. Турция – демократическая страна. Турция – светская страна. Просто возьмите в руки 18 поправок в Конституцию и посмотрите, где в этих статьях упоминается об уменьшении светского строя и усиления религиозного управления. Ни одной такой статьи нет. Наоборот, есть статьи, где утверждается, где вносятся изменения, такие, как увеличение количества парламентариев, подсудность президента, и разные другие вещи, которые имеют немалое значение. Я думаю, что в Турции референдум означает просто демократический строй Турции, который отличается от многих соседних государств, и эти государства просто должны брать пример, насколько в Турции развита демократия. А все остальные разговоры о султанате – это просто, скажем так, заявления завистливых.
News Front: В свете изменения политического ландшафта мирового, я обратил внимание на то, что потеплели отношения между новоизбранным президентом США и президентом Турции. С другой стороны, президент Турции позволяет себе, теперь уже достаточно твердо, уверенно, общаться с лидерами Евросоюза – скажу честно, мне это нравится. Потому что, они его так долго шантажировали: то возьмем Турцию в Евросоюз, то не возьмем. А сейчас Эрдоган им говорит: ребята, а я вас особо-то и спрашивать не хочу, я спрашиваю у своих людей, а хотят ли они быть членами Евросоюза, и турки отвечают, что на условиях Меркель — не хочется.
— Правильно говорят. Нечего жертвовать своим государством, своим населением только из-за того, что Европа хочет выполнения тех или иных условий. Я думаю, что Эрдоган поступил правильно, отказавшись от этих амбиций. Если бы даже был не Эрдоган, а другой — лояльный политик к Европе, все равно Турции не бывать в Европе. Мы видим, что пятьдесят с лишним лет Турция ожидает в предбаннике Европы. И не только Эрдоган, но и другие лидеры, которые относились к Европе намного лояльнее, чем Эрдоган, — их тоже Европа игнорировала. Сейчас, конечно, идут разговоры о том, что, вот, приходите, вот, можем еще раз восстанавливать ваше участие, переговоры можем возобновить. Но надо учитывать, все что происходит — это не более чем политический торг. То есть, Турция будет еще пятьдесят лет ждать в предбаннике Европы, потому что само геополитическое расположение Турции не позволяет принять некоторые ключевые законы, которые Европа заставляет принять: та же самая борьбы с терроризмом, права человека, и так далее. Может быть, для Европы это ничего не значит, но Турция просто не может принять таких законов, чтобы последствия этих законов были использованы против самой Турции, против территориальной целостности. Поэтому, самый лучший выход из ситуации – отказ от вступления в Евросоюз.
Что касается Трампа, Турция является членом НАТО, и просто так Турцию из НАТО никто не отпустит. И сама Турция не захочет выйти, потому что это еще один инструмент для политического торга с той же самой Европой. Само нахождение базы Инджирлик в Турции дает огромный шанс для ведения политических переговоров. Может быть, до сих пор США использовали эту базу против Турции, не совсем против, но вне воли Турции, турецкое руководство было не совсем согласно с операциями, которые проводились с базы, но сейчас эта же база может стать рычагом давления на то же самое НАТО. Надо учитывать, что Турция сейчас находится в таком положении — посреди России и США. И каковы будут отношения России и США, таково будет и отношение Турции к той или иной стороне вот этой полярности. Сейчас просто рано о чем-то говорить, нужно ожидать, каковы будут отношения между Москвой и Вашингтоном.
News Front: Только вчера слушал разговор в одной из программ, по-моему, Вы там тоже участвовали, один из экспертов сказал, что России теперь, в свете того, как Эрдоган относится — «то мы дружим, то не дружим», надо договариваться таким образом, чтобы в случае разрыва экономических отношений, новых договоренностей поровну разделить риски финансовых потерь. На Ваш взгляд, сегодня Турция и Россия – это достойные, равноправные партнеры? Или России можно опять ожидать, что Эрдоган впадет в какие-то амбиции, или на что-то обидится и скажет — «Нет, не будет так», а мы уже повернулись к Турции, хотим отношения между людьми поддерживать, да и «Турецкий поток» опять начинается?
— То, что экономику используют в политических целях – это не совсем хорошо. Мы видели, как в последний раз Турция лишилась российского рынка тех же самых помидоров. И пятьсот с лишним миллионов долларов годовой выручки от реализации этих помидоров недополучила. Но ввела пошлины на российское зерно, и тем самым российские зернопроизводители, аграрная отрасль потеряли полтора миллиарда долларов. То есть, пятьсот миллионов и полтора миллиарда — это большая разница. Вот эти торговые игры, конечно, это бизнес. Можно списывать на то, что в бизнесе ничего личного, но политика имеет в этом огромное значение. Конечно, хотелось, чтобы эти экономические моменты не повлияли на отношения между двумя странами, но если в общем и целом взять, сальдо экономических отношений всегда в пользу России. Только от газовых поставок Россия зарабатывает по последним данным где-то десять, пятнадцать миллиардов долларов только от Турции. Это один из самых больших потребителей российского газа. Экономические отношения имеют очень большое значение, и лучше бы они развивались без политики.
Беседовал Сергей Веселовский
Нет Комментариев