Годовщина начала строительства Транссиба заставляет задуматься о новых мегапроектах для России

Что такое Россия? Не столь глупый вопрос, как кажется сразу. Россия — страна, жмущаяся к немногочисленным транспортным артериям. В принципе, это свойство любой большой по площади страны, но для России это характерно в особенности — она очень велика даже для орбитального транспорта, который треть витка вокруг Земли летит над русской землёй. Но тут проблема ещё в расположении — страна протянулась вдоль долгого Севера.

Подвиг Транссиба

Эта проблема была решена Транссибом. Неимоверный, громадный проект, на который не могла бы отважиться никакая другая страна. Да и не отважилась. Что-то похожее сделали лишь американцы — но там и расстояния пожиже и, что важно, железную дорогу между океанами они клали как коммерческий проект. А мы — как стратегический. Но не исключающий коммерческого приложения.

Вот это главное качество Транссибирской магистрали очень важно сегодня. Важно — и востребовано. Особенно на фоне китайского проекта возрождения Великого шёлкового пути. Который проект уже строится, с Россией или без неё. Но у России есть преимущество Транссиба, которое можно было бы сделать ключевым для общецивилизационного китайского замысла. Но в то же время подключение Транссиба и БАМа к китайским планам не будет даже поклоном Китаю. Потому что оно прежде всего послужит пользе самой России.

Именно здесь сегодня имеется пространство для подвига. Сегодня можно и нужно создать на Дальнем Востоке и в Сибири транспортно-инфраструктурный хаб мирового значения. Возвести на базе Транссиба и БАМа интегральную систему межконтинентального уровня, воспользовавшись китайским проектом.

Что интересно — концепция такого преобразования не просто существует, но получила научную оценку и одобрение на уровне президиума Российской академии наук.

Суть концепции — всестороннее развитие территорий вокруг этих дорог и превращение их в транспортно-ресурсно-промышленный пояс для всей Евразии. А в перспективе и для всей планеты — если дополнить широтные магистрали железнодорожной веткой до Аляски через тоннель под Беринговым проливом.

Сегодня Транссиб — планетарная ось. Но он может стать планетарным перекрёстком!

А главное, что никуда не деться. По словам одного из авторов концепции, бывшего главы РЖД Владимира Якунина, Транссиб, так или иначе, находится уже на пределе своих транспортных возможностей. Если бы в своё время не построили БАМ, железная дорога уже стояла бы в громадных пробках. По его словам, поезда по БАМу и Транссибу идут уже с интервалом восемь минут. Ещё чуть-чуть — и московское метро!

Но при этом всё, что можно сделать с точки зрения оптимизации процессов, сделано. Необходима базовая реконструкция. А раз так, то отчего бы не провести её в качестве мегапроекта с комплексным строительством не просто транспортного коридора, но и коридора обмена инфраструктурными импульсами, энергетикой, ресурсами, кадрами и так далее, предлагают авторы проекта. А это также директор Института социально-политических исследований РАН Геннадий Осипов и ректор МГУ Виктор Садовничий.

Транссиб
СССР. 24 мая 1966 г. Транссибирская железнодорожная магистраль. Монтеры-контактники на линии электропередачи. Фото: Брюханенко Эдгар/Фотохроника ТАСС

Планетарная ось должна стать планетарным перекрёстком

Главное в предложении учёных и практиков — не создать на базе Транссиба транзитный коридор, безразличный к территории, по которой он проходит. То есть — не дорогу для китайских грузов. Пояс «Развитие», как назвали проект, должен стать отдельным цивилизационным пространством. Это концепция смысла. А смысл — в обладании интегральной инфраструктурной системой межконтинентального уровня.

«В этих условиях мы не можем полагаться на мнение тех экспертных групп неолиберальной экономической направленности, которые утверждают, что развитие России возможно лишь в парадигме постиндустриальности, — говорил Владимир Якунин. — Но сегодня уже ясно: утопия постиндустриализма не сбылась! Очевидна неизбежность «новой индустриализации». Более того, сам язык неолиберальной модели сегодня не работает — он не может описать даже нынешнего состояния экономики, не говоря уже о прогнозировании и описании новых моделей. Поэтому сегодня в нашу цепочку управления важно вводить такой пункт, как развитие. А наше пространство — ресурс для нашего развития, к тому же наполненный полезными ископаемыми».

Значит, по нему не должен пролегать всего лишь транспортный коридор. Он должен быть преобразован в зону новой индустриальной технологической революции, связанной с использованием прорывных технологий нового техно-промышленного уклада. Это создание инфраструктур, на базе которых будут созидаться новые индустриальные кластеры и новые города. По сути, это проект неоиндустриализации, в котором России нужно лишь использовать своё географическое преимущество, добытое и защищённое предками — то, что она занимает треть территории евроазиатского континента. Она объективно лежит в центре транспортных и энергетических интересов Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

Таким образом, Транссиб может превратиться из памятника подвигу предков в приложение таланта и сил нас, нынешних.