Чем плоха программа реновации в нынешнем виде
В Москве проведут программу реновации — т.н. снос пятиэтажек. Как аргументируют столичные власти, стоимость капитального ремонта сравнима со сносом старого жилья и новыми постройками.
Конечно, замена действительно ветхого жилья (пятиэтажек) — дело хорошее. Рано или поздно дома приходится менять. Но реновация в том виде, как она проводится сегодня, вызывает лишь волну негатива. Накануне архитекторы уже рассказали, в чем главные минусы поспешных решений о сносе.
Приведем по пунктам главные проблемы, с которыми могут столкнуться (и уже сталкиваются) москвичи, попавшие в программу по сносу пятиэтажек.
- У людей нет информации
По очень многим оценкам, программа не влечет за собой должного информационного сопровождения. Перед любыми крупными изменениями стоит рассказать жителям пятиэтажек правду: что их ждет, какие сроки, куда именно будут переселять, и где прописаны гарантии.
Судя по многочисленным группам в социальных сетях, куда регулярно пишут рассерженные жители пятиэтажек, они не знают ничего.
- Опрос мнений стал формальностью
Живущие в пятиэтажках подчеркивают, что их мнения никто не спросил. Недавно начались телефонные опросы. Однако на практике доходит до абсурда.
Как рассказали сами очевидцы, раздается звонок и звучит первый вопрос: «Как вы относитесь к сносу пятиэтажек?» Человек отвечает: «Плохо». Второй вопрос: «А вы хотели бы переехать из пятиэтажки в новое жилье?» Ответ: «Естественно, как нормальный человек, хотел бы». После чего оператор завершает разговор: «Спасибо за поддержку нашего нового законопроекта, до свидания».
Более того, жильцам пятиэтажек дадут всего два месяца на раздумье — далее следует выселение по решению суда, которое оспорить нельзя. Горожане подчеркивают, что резко против реновации в нынешнем ее варианте — однако это все остается в соцсетях.
И самое интересное: варианта получить денежную компенсацию за нынешнюю квартиру в пятиэтажке по рыночной стоимости даже не предполагается. Только переселение.
О каком «мнении» может идти речь после этого? Не будем забывать, как внезапно отменили маршрутные такси в сентябре 2016-го. Жители Москвы были буквально шокированы, когда без предупреждения убрали быстрый и удобный транспорт, а достаточного количества альтернативных «синих маршруток» не предоставили. Посмотрите на переполненные автобусы, и сами все поймете.
- Под угрозой не только заявленные 5-этажки, но и более высокие дома
Изначально реновацию планировали только для ветхих пятиэтажек. Теперь под угрозой и пятиэтажки в хорошем состоянии, и даже 9-12-ти этажные дома.
Об этом мы подробно побеседовали с жительницей девятиэтажки в Черемушках, Майей Бобенко. По ее словам, Черемушки уже стали нарицательным именем, потому что исторически сложилось, что именно с этого района началась типичная хрущевская застройка пятиэтажками, в 1960-х годах.
«В настоящий момент я проживаю в девятиэтажке, она тоже 1968 года застройки. Но она находится в квартале, окруженном всеми этими пятиэтажками. Согласно новому закону, который будет приниматься (он сейчас он находится на чтении в Госдуме), девятиэтажки, семиэтажки могут также попадать под программу реновации, как и пятиэтажки. То есть если они будут сносить весь квартал, то будут сносить весь квартал. Поэтому, естественно, моя девятиэтажка тоже может быть снесена», — отметила она в интервью Царьграду.
В законопроекте очень пространственная формулировка, каким образом будет определяться, сносится или не сносится дом, как это будет обсуждать с жителями. «Каким образом это будет делаться, это не прописано. Что вызывает, естественно, панику среди многих владельцев квартир. Если не прописывают, то вызывает подозрение, каким образом это собираются делать».
- Было «равноценное» — стало «равнозначное»
То, что, пожалуй, больше всего смущает попавших под программу реновации — изменение формулировки «равноценное жилье» на «равнозначное». Столичные власти в выступлениях подчеркивают, что никто из проживающих в пятиэтажках обижен не будет, что метраж будет тот же, либо больше, что новое жилье будет «благоустроенным».
Возможно. Но нет и четкого объяснения терминов. Например, что будет в «благоустроенном жилье»: хорошая сантехника, базовый ремонт, звукоизоляция? И главное — где оно будет располагаться?
Поэтому люди справедливо опасаются, что из уютной пятиэтажки, окруженной зеленым садом, их переселят в панельную многоэтажку у пыльного шоссе. Кто же захочет такую «реновацию»?
Майя Бобенко упомянула, что непонятным остается — что значит переселение «в рамках своего района, либо района, граничащего с районом проживания».
«То есть если они говорят о районе, нет точной трактовки и понимания, что это такое в этом законе. Поэтому это может трактоваться, как угодно. И, соответственно, район моего проживания может оказаться за МКАДом. Например, я проживаю в Черемушках и, если честно, я не понимаю, как они собираются расселять в рамках района, потому что у нас совершенно нет пространства для строительства нового жилья, куда можно поселять жителей. Это куда-то их на временное поселение отселять?»
Кроме того, добавила она, если из Черемушек будут переселять в соседнее Коньково, вряд ли это будет равноценный обмен — в Черешмушках стоимость квартир больше. «Двушка сильно отличаются по цене в Коньково и Черемушках. Естественно, нужно людям компенсировать их потери».
Впрочем, сами жители Коньково возмущены не меньше.
«Земля под нашими пятиэтажками золотая. Это и близость к метро, и наш любимый яблоневый сад. Это лакомый кусок для инвесторов», — пишут активисты на страничке в соцсети. «Нас отселят куда-то, в многоэтажные муравейники, а на НАШЕМ месте построят элитное жилье не для нас», — опасаются жители.
- Москва и так перенаселена — а реновация способствует 2-3-кратному уплотнению
О концепции «одноэтажной России» и равномерном расселении населения по всем нашим регионам, кажется, скоро можно будет забыть. Чрезмерной концентрации населения в столицах способствуют огромные многоэтажки, которые растут как грибы. Каждый год, проезжая по одному и тому же шоссе, можно увидеть очередной букет новостроек под 20 этажей.
Следствия понятны: нехватка рабочих мест, перегруженный общественный транспорт, катастрофическая нехватка стоянок для автомобилей.
В проекте реновации не сообщается, какие дома построят на месте снесенных пятиэтажек. Многие не без оснований полагают, что это будут модные многоэтажки — неважно, элитные или панельные. Важно, что это дополнительное уплотнение Москвы, фактически в геометрической прогрессии.

Сносят дома, в которых уже ведут капремонт
Одна из активисток движения против сноса Кэри Гуггенбергер также комментирует проблему. Она сообщила, что потратила много лет, чтобы, наконец, заработать на квартиру в пятиэтажке в Савеловском районе — хорошим районом, по сравнению с «бетонным гетто на юго-западе», где невозможно жить.
Например, ее пятиэтажка — 1964 года, 510-й серии. По документам ее износ на сегодняшний день всего 27%. Кроме того, сейчас в доме уже делают капремонт.
«Нам публично в 2015 году сказали, что наши пятиэтажки несносимые, и ставятся на фонд капитального ремонта. Многие люди в это поверили, купили квартиры специально в этих пятиэтажках, и сделали ремонты», — рассказала она. Кроме того, это зеленый район, с парками, стоимость которого сложно компенсировать.
Также свою оценку дала жительница Беляево, Елена Жданова. По ее словам, пока говорить не о чем — четких условий еще не выдвигали.
«Но мы читаем законы и знаем, каковы они могут быть. 1 вариант, выселение из пятиэтажек за 60 дней и далеко от микрорайона», — отметила она. Так, в ее случае это дом в пяти минутах ходьбы от метро, за домами яблоневый сад с живыми яблоками. Плюс половина из 10 пятиэтажек в районе — кооперативные дома. «И если многие жильцы и хотят новой квартиры, условие у всех одно: в радиусе ста метров от родной пятиэтажки. Думаю, что с выселением будут проблемы. На что надеюсь лично я: на то, что до нас дело не дойдет. Как в притче: или эмир умрет, или лошадь сдохнет».
По ее словам, если бы предложение сформулировали так, как устраивает жителей пятиэтажек, они могли бы согласиться на переезд. «Но, в принципе, мне этого не нужно — у нас хороший крепкий дом, у меня большая квартира с ремонтом. Я не хочу никуда переезжать. Мне это не надо! — подчеркнула Жданова. — Я считаю, что по новому закону нас хотят депортировать и ограбить. Если бы программа сноса делалась для людей, для нее не надо было бы сочинять новый закон, нарушающий мои права собственника. Это чистый грабеж».
Что делать?
Конечно, критикуя — предлагай. Можно было бы провести снос пятиэтажек, не вызывая недовольства людей. Во-первых, учитывая рыночную стоимость и их расположение. Например, рассчитывая денежную компенсацию, гарантируя письменно и заранее расширение жилплощади.
Во-вторых, четко прописывать в проекте все: метраж, место переселения, гарантированный ремонт и пр.
И, в-третьих, самое важное: вести с жителями пятиэтажек человеческий диалог. Не по принципу — снесём, а там и посмотрим. Это должны быть публичные слушания, реальное согласие всех граждан и должное информационное сопровождение программы.
Не будем забывать, что это касается 1,6 миллиона человек.
Нет Комментариев