«Мачо» Трамп встал против «мачо» Путина в Сирии. К чему приведёт ракетная атака, устроенная Трампом? Не исключено, что к интервенции США в Сирию. А как же русские? Кто такой Трамп — клоун, глупец, сумасшедший или просто непредсказуемый политик, который делает всё, что должна была бы делать на его месте Хиллари Клинтон? Такими вопросами задаются западные аналитики.

Ответ на основной вопрос о Трампе американским и прочим экспертам, в общем-то, ясен: мистер Трамп, хоть он и следует некоторым линиям Обамы, является не миротворцем, а «президентом войны». Иные аналитики даже предполагают, что Трамп, ранее критиковавший зарубежные войны США, на днях вторгнется в Сирию.

«Синдром Дональда Трампа» — под таким заголовком вышла в журнале «Politico» статья Блейка Хауншелла.

Журналист говорит именно о том, о чём мы неделю назад рассказывали на «ВО»: о безумной противоречивости политики Трампа и противоположных заявлений, которые с небольшим временным промежутком делают на международном уровне его ставленники ( ссылка ).

В течение одной недели, напоминает Хауншелл, президент США Трамп и его команда сделали «пируэт», заявив, что сирийский диктатор Сирии может остаться у власти, и тут же сообщив о ракетных ударах, направленных против его режима.

Вполне возможно, что США намерены войти в новый военный конфликт, масштабы которого «неизвестны», пишет корреспондент.

Это «головокружительный поворот» для человека, который во время предвыборной кампании постоянно печалился о «триллионах, потраченных Соединёнными Штатами на войны на Ближнем Востоке». В 2013 году этот же Трамп призвал Обаму не начинать «глупые» авианалёты, чтобы наказывать Башара Асада «за применение химического оружия против своего собственного народа», пишет журналист.

Но кто такой Дональд Трамп? Он уже сам себя охарактеризовал: «гибкий» политик. Именно так он выразился на минувшей пресс-конференции, сообщив заодно, что ужасные образы сирийских детей, попавших под газовую атаку, изменили его «отношение» к Асаду (которого американские спецслужбы быстро определили «ответственным»).

Вот эта гибкость мистера Трампа: «Сегодня вечером я приказал провести целенаправленный военный удар по аэродрому в Сирии, откуда была инициирована химическая атака». При этом он не отметил, что это его единственное действие, или последует продолжение. Также он не сказал, что его цель — свергнуть Асада.

С такого рода заявлениями и действиями Трамп влез в «необычайную авантюру», которая неизвестно к чему приведёт его администрацию. Ведь с сирийском конфликте всё окончательно запуталось: десятки группировок «повстанцев», сирийская армия, «сектантские» бойцы, силы из Ливана, «Хезболлы», Иран, наконец, Россия. Иные оппозиционные группировки входят в союз с «Аль-Каидой», другие — с «Исламским государством» (обе названные террористические группировки запрещены в России). мало того, США тесно сотрудничают с курдскими группировками, а последние являются смертельными врагами Турции, проблематичным союзником, с которым у США нелады.

И что, президент Трамп всё это сумеет одолеть?

Вы только послушайте этого деятеля и его людей.

В прошлый четверг постпред США в ООН Никки Хейли заявила, что американским приоритетом более не является уход из власти Асада, а госсекретарь Тиллерсон, как бы копируя язык российских дипломатов, объявил, что в перспективе статус президента Асада будет определять сирийский народ. Сам же Трамп несколько месяцев назад настаивал, что в центре политики США должна быть борьба с «ИГ», а не выдавливание Асада. «Через Сирию вы окажетесь в третьей мировую войне, если будете слушать Хиллари Клинтон», — ораторствовал он, давая интервью «Рейтер».

Было бы «глупо предсказывать», отмечает аналитик, что сделает Трамп дальше — он и сам едва ли это знает. Но, похоже, можно уже забыть разглагольствования Трампа времён предвыборной кампании. Трамп — не голубь мира; очевидно, это настоящий президент войны.

Самое интересное, что ещё в 2013 году, когда он был обыкновенным миллиардером, красующимся на ТВ и наполняющим свой «Твиттер», Трамп сказал, что, если он и атакует Сирию, то «это станет сюрпризом».

Леонид Бершидский в «Bloomberg News» указывает, что ракетным ударом по сирийскому аэродрому Шайрат президент Дональд Трамп, вероятно, отринул провозглашённую им ранее цель победить «Исламское государство». Кроме того, развалился второй миф: предрассветный удар по аэродрому должен нанести сокрушительный удар по измышлениям о том, что Кремль каким-то образом «контролирует Трампа» или «компрометирует его материалами о нём».

На первый взгляд, Россия, похоже, готова рассматривать это нападение как единичный случай. Москва не стала вмешиваться и защищать Шайрат (российские военнослужащие не подвергались там риску).

Но вот вопрос: может ли Путин позволить себе открытый конфликт с США? У России едва ли хватит военной мощи для войны с США, а Путин мыслит далеко не дьявольски, что необходимо для нажатия кнопки запуска ядерных ракет. Как же должен ответить Кремль, чтобы сохранить лицо? Ведь противники Путина уже злорадствуют по поводу того, что российские ПВО не смогли отразить удар США по Шайрату. «Вся путинская авантюра была полностью дискредитирована», — смеются некоторые украинские эксперты. Где же «знаменитые С-300 и С-400»? И даже рубль упал на пятничных торгах: так рынок отреагировал на слабость России.

Между тем развёртывание Россией систем противовоздушной обороны в Сирии само по себе не способно отразить полномасштабную постоянную ракетную атаку с американских кораблей. ПВО недостаточно, чтобы покрыть всю территорию Сирии.

«Отступление» же всего за год до президентских выборов (пройдут в 2018 году) вряд ли является приемлемым для Путина. Он уже осудил удар по Шайрату как «нарушение международного права». Теперь Путину придется удвоить усилия, чтобы помочь Асаду отобрать территорию у оппозиции. Ему нужен военный успех.

И вот тут опасность кроется в том, что Трамп, возможно, не станет останавливаться на достигнутом. Россия и США находятся поэтому в куда большей опасности прямого военного столкновения, чем когда-либо после окончания холодной войны. Их лидеры руководствуются «внутренними политическими соображениями» и инстинктами «мачо», и это «опасная комбинация».

Единственный явный победитель в этой опасной ситуации — «Исламское государство», считает колумнист.

Майк Уитни в издании «Counter Punch» перечисляет военные «подвиги» Дональда Трампа.

Ракетная атака Трампа породила массированную пропагандистскую атаку, направленную на глубокое втягивание Соединённых Штатов в сирийскую войну. Неужели Трамп вознамерился воевать с Сирией?

А ведь он говорил в декабре 2016 года, что собирается проводить новую внешнюю политику, которая учтёт ошибки прошлого. Он обещал, что внешняя политика США при нём «перестанет искать» свержения режимов и свержения правительств. «Наша цель — стабильность, а не хаос, потому что мы хотим восстановить нашу страну (Соединённые Штаты)», — заявлял мистер Трамп.

«Реальный» Д. Трамп оказался совсем не таким. Гражданин Трамп был почти пацифистом, в то время как президент Трамп развернул морских пехотинцев и специальные силы в Ираке и Сирии, 2000 человек отправил в Кувейт и заодно активизировал операции США в Сомали, Йемене, Афганистане и даже за его пределами, напоминает автор. Мало того, этот президент принял в свою команду таких правых милитаристов, как Джеймс «Бешеный пёс» Мэттис (который в припадке гнева сровнял с землёй иракский город Фаллуджа) и генерал-лейтенанта Макмастера, которого не так давно судили как военного преступника, поскольку он «нарушал права человека задержанных в Тал-Афаре во время войны в Ираке».

Подумайте об этом: смертоносная американская военная машина находится в руках милитаристов-карьеристов, которые обучены побеждать в войнах, а политических решений не ищут.

Западные СМИ и истеблишмент уже решили, пишет журналист, что инцидент будет использован в двух целях: 1) дискредитировать президента Сирии Башара аль-Асада; 2) сконструировать обоснование для увеличения военного участия США. По крайней мере, считает обозреватель, следует ожидать более мощных попыток захвата и оккупации восточных регионов Сирии и создания военных баз, а также создания бесполётной зоны и затем увеличения численности американских боевых частей на театре военных действий. Перспективы конфликта между Соединёнными Штатами и Россией растут с каждым днём, считает Уитни и оканчивает свою статью следующими словами: «Да поможет всем нам бог».

* * *

Очевидно, что Трамп, ударивший по Сирии, попытался изобразить из себя сильного и непредсказуемого лидера, а заодно выполнил своё обещание от 2013 года, устроив в Сирии ракетный «сюрприз». Разумеется, с этих пор он становится не тайным, а явным президентом войны, на что справедливо указывают американские аналитики.

В результате риск расширения военного конфликта в Сирии стал намного выше, чем был при Обаме, который предпочитал действовать «красными линиями». В отличие от своего предшественника, мистер Трамп рисует линии ракетами.

Возрастает и риск той самой неопределённости в Сирии, того самого хаоса, который не столь давно критиковал сам Трамп. Основная опасность для Трампа и, пожалуй, для всей планеты — это создать посредством ракетных атак неприемлемую ситуацию для России. На театре боевых действий в Сирии присутствуют и действуют войска РФ, которые зачастую смешиваются с сирийскими подразделениями. Как различить их при массированных ударах?

На сей раз Трамп в русских не попал, но угроза подобных жертв существует, и снимать её со счетов могут разве что типы вроде «Бешеного пса» и прочих подручных «президента войны».

Использованы фотографии: Jake Cunningham | CC BY 2.0