Боевики ведут широкомасштабное наступление на позиции правительственных войск в провинции Хама

 

Начало переговоров по сирийскому урегулированию в Женеве совпало по времени с эскалацией ситуации на поле боя. Правительственной армии удалось остановить наступление экстремистов в восточных пригородах Дамаска. Но в провинции Хама демонстрируют успехи боевики. Их действия ставят под угрозу режим прекращения огня, действующий в стране с 30 декабря 2016 года.

В провинции Хама боевики наступают на позиции сирийских войск с севера и северо-запада. За несколько дней им удалось выбить армию из 40 сел и деревень. Антиправительственные силы находятся в 2 км от одноименного административного центра. Три километра отделяют их от военного аэродрома. Сейчас экстремисты ведут его обстрел.

Как рассказал «Известиям» сирийский бригадный генерал в отставке Али Максуд, наступление начали боевики «Джебхат ан-Нусры» (деятельность организации запрещена в России). Помощь им оказывают группировки, которые ранее подписали соглашение о прекращении огня, а их делегаты участвовали в переговорах по Сирии в Астане.

— Это «Лива аль-Изз», «Аджнад аш-Шам», «Джейш ан-Наср» и ряд других. За эти группировки поручилась Турция, которая заверила, что они отделились от террористов «Джебхат ан-Нусры». Но реальное положение вещей становится ясным из нынешних событий в районе Хамы. Можно констатировать, что речь идет о попытке сорвать перемирие в Сирии и разрушить итоги всех договоренностей, которые ранее были достигнуты в Астане, — отметил Али Максуд.

Как пояснил сирийский генерал, военное командование после подписания договоренности о перемирии держало в районе Хамы ограниченный контингент войск. Сейчас туда стягиваются подкрепления с целью остановить продвижение боевиков. А с воздуха по ним наносит интенсивные удары авиация.

Как отмечают эксперты, эскалация на поле боя «приурочена» к начавшемуся 23 марта в Женеве новому раунду диалога по сирийскому урегулированию. В российском МИДе уже назвали действия боевиков попыткой сорвать переговорный процесс. Между тем глава сирийской правительственной делегации на переговорах в Женеве Башар Джаафари заявил, что группировки, ведущие наступление в провинции Хама, «контролируются турецкими спецслужбами».

В Совете Федерации «Известиям» сказали, что с Анкарой у Москвы налажен конструктивный — хотя и не лишенный противоречий — диалог, и не в ее интересах идти на эскалацию ситуации.

— Заинтересованных в срыве наших усилий по мирному урегулированию в Сирии хватает, — отметил заместитель председателя комитета по международным делам верхней палаты российского парламента Андрей Климов. — Кому-то очень не нравится сближение России и Турции, кому-то усиление позиций Москвы в регионе, кто-то считает, что там, пользуясь взаимодействием с Россией, укрепляется Иран.

Сенатор отметил, что Москва и Анкара стараются определить «общие цели, поскольку зачастую сложно понять, какая из сотен представленных на поле боя в Сирии группировок террористическая, а какая нет».

Сирийские власти в отличие от Москвы возлагают ответственность за срывы перемирия в своей стране именно на Турцию, которая наряду с Россией и Ираном выступает в качестве гаранта режима прекращения огня. Остается только гадать, насколько прочным окажется терпение Дамаска. Ведь объективно говоря, он не стремится отличать умеренную оппозицию от неумеренной и предпочитает называть все вооруженные группировки террористами. Учитывая события в Хаме, контраргументы на это подобрать не так-то просто.

Андрей Онтиков, газета «Известия»