Американские СМИ сообщают, что государственный секретарь США Рекс Тиллерсон уже 12 апреля прибудет на переговоры в Москву после своего официального визита в Италию.

 

Интересно, что внешнеполитическое ведомство США не опровергло и не подтвердило эту информацию, которая имеет важное значение, как для развития двусторонних отношений Москвы и Вашингтона, так и для всего комплекса проблем международной политики.

При этом, если Тиллерсон действительно совершит визит в Россию, возникает главный вопрос, приедет ли он в Москву с пакетом каких-то конкретных соглашений или разговор снова пойдет о согласовании рамок будущего российско-американского переговорного процесса.

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат политических наук Виктория Журавлева в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметила, что мы, на самом деле, сегодня  можем только гадать о формате и повестке возможного визита Тиллерсона в Москву.

«Другой вопрос, если государственный секретарь США действительно намерен посетить российскую столицу, то это очень важный визит. Ведь это первый шаг со стороны Тиллерсона, чтобы нащупать почву и вообще понять, может ли новая администрация США наладить контакт с российским политическим руководством», — констатирует Журавлева.

Виктория Юрьевна замечает, что здесь не надо забывать и про то, что Тиллерсон – это новый человек в американском внешнеполитическом ведомстве, поэтому для того, чтобы вести диалог с Москвой, ему нужно наладить личный контакт со своими российскими коллегами.

«Таким образом, одной из целей визита Тиллерсона будет сам по себе разговор с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и президентом России Владимиром Путиным, что чрезвычайно важно в контексте тех больших планов, которые Москва и Вашингтон в настоящий момент возлагают друг на друга», — резюмирует Журавлева.

Кроме того, как считает эксперт, не надо здесь забывать про то, что, скорее всего, на Тиллерсона будет возложена задача взять на себя всю нагрузку двусторонних отношений России и США.

«Фактически, это повторение со стороны Дональда Трампа линии своего предшественника – Барака Обамы, который в качестве переговорного формата с Россией, выбрал переговорный процесс на уровне глав внешнеполитических ведомств», — заключает Журавлева.

Это позволяет нам сделать вывод, что этот визит Тиллерсона является не просто поездкой главы Госдепа в Москву, а первым посещением российской столицы со стороны ключевого человека в контексте двусторонних отношений России и США.

«Поэтому от того, сложится у Тиллерсона контакт с российским политическим руководством или нет, и будет зависеть будущее российско-американских отношений. Это не говорит о том, что встречи Трампа с Путиным не будет, или о том, что встреча лидеров двух стран будет носить в рамках всех этих вопросов вторичный характер, но пока разговор идет о том, что такие переговоры могут состояться только на полях саммита G20», — констатирует Журавлева.

В текущей ситуации, когда президент США находится под серьезным внутренним давлением из-за его изначальных планов по развитию двусторонних отношений Москвы и Вашингтона, главную роль в этом диалоге с американской стороны будет играть американский государственный секретарь.

«В такой ситуации Трамп не может просто рисковать, идя на прямые переговоры с Путиным, поэтому формат встречи лидеров пока оттягивается», — резюмирует Журавлева.

Примечательно, что информация о том, что Трамп может совершить визит в Россию, пришла одновременно с официальным заявлением Государственного департамента, что Тиллерсон не будет участвовать во встрече министров иностранных дел стран НАТО, из-за того, что составит компанию президенту Трампу на переговорах с Председателем КНР Си Цзиньпином.

Данное обстоятельство показывает, что администрация Трампа, во-первых, делает ставку на переговоры с такими государствами, как Россия и Китай, а, во-вторых, ставит на второй план проблемы и опасения своих европейских союзников по блоку НАТО.

«Трамп много раз на этот счет заявлял, что он собирается делать ставку на двусторонние отношения, причем это напрямую соотносится к его внешнеполитической стратегией, где существуют ключевые направления и ключевые страны. Именно на диалоге с такими государствами, он и будет строить свою внешнюю политику», — заключает Журавлева.

В этом плане неудивительно, что первым, что сделал Трамп – это провел переговоры с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, а затем практически сразу пошли разговоры про переговорный процесс с Китаем и Россией, в которых померк даже недавний визит канцлера Германии Ангелы Меркель в США.

«Россия и Китай – это основные направления внешнеполитической работы новой администрации США, о которых говорил Трамп еще во время своей предвыборной кампании. Именно в этом направлении сейчас и будут работать, как президент США, так и его ближайшее окружение, и в первую очередь госсекретарь Тиллерсон», — констатирует Журавлева.

Дмитрий Сикорский, ФБА «Экономика сегодня»