Утечка секретных документов из недр ЦРУ — скандал разразился неделю назад — иллюстрирует глубинный кризис в американских спецслужбах. На днях бывший глава Комитета палаты представителей США по разведке Питер Хукстра в телеинтервью прямо сказал, что американские граждане теряют доверие к своим соглядатаям и дозорщикам.

 

Все комментарии бывших директоров ЦРУ и их высокопоставленных подчиненных в эти дни указывали на катастрофический вред, нанесенный последним информационным провалом. И все сходятся на том, что речь идет об утечке изнутри системы.

Падение престижа разведсообщества среди американцев может привести к сокращению гигантского бюджета, которые нынче переваливает за семьдесят миллиардов долларов в год. Но утечка информации также негативно скажется на способности ЦРУ вербовать агентов, ибо неумение хранить секреты делает шпионский бизнес самоубийственно опасным.

Речь идет не о единичном провале. Массивы секретной информации выплеснули в недавнем прошлом и Бредли Меннинг, и Эдвард Сноуден. Если такого рода события происходят столь часто, то уместен вопрос: зачем нужен сбор информации, если значимые ее массивы попадают потом через СМИ ко всем желающим, включая противников?

Более того, утечки такого масштаба не случались ни в одной из крупнейших разведок мира.

По степени деморализации провалы американцев последних лет можно сравнить с кризисом внутри советской системы разведки в семидесятые и восьмидесятые годы, когда перебежчики крушили стены секретности и толкали систему в пропасть.

Можно предположить, что через некоторое время мы узнаем, кто и зачем «слил» массивы секретов. Видимо, речь идет о человеке, глубоко обозленном на американскую государственную систему по идейным или личным мотивам. Вариант шпионажа представляется маловероятным, ибо в этом случае заказчик предпочел бы тайно хранить добытую информацию у себя, а не делиться со всем светом.

Никакие технические изобретения не помешают до крайности разочарованному в системе человеку сработать против нее изнутри. Последние пару десятков лет ЦРУ играло важнейшую роль в принятии государственных решений, которые уже сегодня большинство граждан США считают позорными. Это вторжение в Ирак на основе недостоверной информации, это роспуск армии Ирака, открытая благосклонность к «арабской весне» и участие в разрушении Ливии.

Можно предположить, что через несколько лет ошибки ЦРУ по Сирии и Украине тоже станут очевидными и общепризнанными. Следует подчеркнуть и очевидные уже случаи неправдивого изложения информации со стороны верхушки разведсообщества. В такой ситуации появление перебежчиков становится более чем объяснимым.

Особый вред был причинен ЦРУ привлечением его офицеров к программе «интенсивного дознания». Прямая вовлеченность сотен работников внешней разведки в процесс выбивания информации посредством пыток не мог не сыграть деморализующей роли.

Не менее важным аспектом является очевидное неумение правильно отбирать кадры и эффективно управлять людьми. Мы видим это по опубликованным беседам с отставными офицерами ЦРУ. В важнейшие секретные проекты правительства США порой были вовлечены странные и эксцентричные люди. Неслучайно одной из главнейших должностей в Моссаде является начальник отдела кадров.

Анализируя возможные изъяны в системе, приводящие к таким катастрофическим сбоям, бывший высокопоставленный сотрудник ЦРУ Майкл Шоэр рассказал о революционных переменах в структуре разведывательной системы США. Более половины бюджета организации уходит на частных субконтрактников. Что еще важнее — ЦРУ упорно проводит политику «мультикультурализма» и политизации, навязанную структуре ее последним директором Джоном Бреннаном.

Шоэр рассказывает, что тридцать лет назад при приеме на работу в систему требовался определенный уровень патриотизма и личной морали. Категорически исключалось привлечение на ответственные должности представителей ЛГБТ-сообщества.

Назначенный Обамой Джон Бреннан привлекал к работе персонажей, которые ранее не могли бы и подметать полы в Лэнгли. Мы видим сегодня, насколько сильны там либеральные и антироссийские тенденции, идущие во многом вразрез с профессиональным кодексом. Прибавим к этому еще многоликость самой системы сбора информации, и станут понятны причины нынешнего кризиса в ЦРУ и его окрестностях. Разумеется, Лэнгли остается неоспоримым фаворитом секретных служб США, но ведь есть же еще шестнадцать официальных государственных структур, помимо ЦРУ, занимающихся сбором информации.

Отметив это, мы непременно признаем высочайший технологический уровень американской разведки. Надо отметить и немалые успехи в контртеррористической деятельности: врагам США уже давно не удается нанести удара на самой территории Штатов. Известные нам теракты были следствиями местной инициативы, а не подготовленными извне.

Однако катастрофические провалы аналитического отдела, приведшие к пагубным для США и мира рекомендациям, а также неумелая работа с кадрами заставляют всерьез задуматься о том, какую угрозу несут эти люди. Образ человекообразной обезьяны с гранатой в руке — это карикатура. Но есть в ней намек на то, о чем стоит задуматься обитателям Лэнгли и Белого дома.

Авигдор Эскин, РИА