О турецком кризисе в Голландии и прочем ЕС

 

Началась эта красота несколько дней назад, когда Анкара заявила о намерении ряда высокопоставленных турецких чиновников выступить с речами перед своими европейскими диаспорами в поддержку конституционной реформы, объявленной в Турции.

Если точнее — в поддержку конституционного референдума, преобразующего эту и так не сильно спокойную страну в жесткую президентскую республику, с сосредоточением всех рычагов власти в шаловливых ручках Реджепа Тайипа Эрдогана.

Европа — для начала, в лице Нидерландов — своеобразно отреагировала на это заявление Анкары.

Война послов

Сначала 9 марта голландские власти заявляют, что не будут оказывать поддержку визиту в страну главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, запланированному на 11 марта. Что, кстати, само по себе оскорбительно. Особенно если учитывать тот медицинский факт, что Нидерланды и Турция, в общем-то, военные союзники по блоку НАТО.

Затем голландский министр иностранных дел Берт Кундерс совершенно открыто и официально заявляет, что «отказывается встречаться со своим турецким коллегой». И, что совсем ни в какие ворота не лезет, не собирается предоставлять тому «никакой поддержки, обычно предполагаемой министерским визитом».

Тут уж и турки, что называется, закусили удила.

В частности, Чавушоглу немедленно объявил о намерении, несмотря ни на что, посетить Роттердам, где располагается самая большая в Нидерландах турецкая диаспора, и пригрозил политическими и экономическими санкциями, если власти этой западноевропейской страны попытаются помешать его поездке.

Голландское правительство, в свою очередь, заявило, что дальнейший поиск приемлемого решения невозможен, и оскорбительно отказало в выдаче разрешения на посадку министерского самолета.

Ну, а закончилось все это дипломатическое шапито не более, но и не менее, как высылкой из Нидерландов министра по делам семьи и социальной политики Турции Фатмы Бетюль Сайян Кайи.

Накануне она прибыла все в тот же многострадальный Роттердам на машине из Германии, чтобы провести агитационный митинг в обход решения местных властей. И в сопровождении голландской полиции была вместо этого депортирована в Германию, откуда вернулась в Турцию.

Революция тюрбанов: Дмитрий Лекух о турецком кризисе в Голландии и прочем ЕС

Всякие милые мелочи, типа «войны послов и поверенных», и прочие дипломатические игры тут можно вообще не упоминать. Ибо, как говаривал в годы моей бурной студенческой юности один мой буйный приятель: «К черту подробности: в каком мы городе?» Мелочи уже все это и суета.

Тут значительно хуже другое.

Никто не хотел отступать

Мы замечаем, что в связи с этим нелепым «турецко-голландским» противостоянием началось, так сказать, неконтролируемое бурление народных масс.

И не только в Стамбуле, где дело дошло уже до срывания государственного флага с посольства Нидерландов. И не только в виде гневной реакции толп «представителей турецких диаспор в европейских столицах».

Зашевелилась уже и противоположная сторона.

Хуже всего здесь то, что если «идея завладеет массами», то выхода из ситуации не будет просматриваться вообще никакого. Потому как накопившиеся противоречия в данном случае носят абсолютно объективный и естественный характер, и сторонам просто некуда отступать.

На провал обречены уже и попытки все это локализовать до уровня «повода»: могут ли власти Нидерландов позволить высшим государственным чиновникам другой страны проводить многотысячные политические мероприятия на улицах своих городов?

Нет, не могут.

Например, по такой банальной, бытовой причине, как надвигающиеся выборы. Готовясь к которым, лидер крайне правой голландской Партии свободы Герт Вилдерс, в частности, уже фактически призвал отозвать посла из Анкары и выслать турецкого посла из Гааги. И заодно посоветовал всем туркам, которые согласны с высказываниями своего президента в адрес Нидерландов, «убираться в Турцию и не возвращаться».

Если учесть тот факт, что «Партия свободы» и так «балансирует на грани победы», то задний ход нынешних голландских властей может тупо привести к тому, что Вилдерса просто возьмут и внесут в местный парламент на руках.

Вместе с выходом Нидерландов из Евросоюза и прочими вытекающими.

Тупик ли это? Да, это тупик

С другой стороны, турки тоже не имеют никакого права игнорировать, как минимум, полмиллиона своих голосующих соотечественников, проживающих в Нидерландах. И оскорбительное объявление министра «нежелательным иностранцем», слетевшее с уст голландских чиновников, они тоже не могут прощать — во всяком случае, не сегодня.

В принципе, это тупик. И кризис только набирает обороты.

Так, премьер-министр Нидерландов уже отказался извиняться перед Турцией. В ответ Эрдоган тут же оскорбил Нидерланды. Конца этой истории не видно.

И вот, буквально накануне к Голландии присоединилась Германия. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил, что, учитывая сложившуюся ситуацию, развивать экономическое сотрудничество с Турцией невозможно.

Но еще жестче высказался глава германского МВД Томас де Мезьер, полагающий, что турецкой политической борьбе нечего делать в Германии. А «тот, кто ругает Федеративную Республику или ее конституционный порядок и злонамеренно каким-либо образом высказывает свое презрение по отношению к ним, совершает уголовно наказуемое деяние».

Тут уж, судя по всему, не только имевшийся в виду де Мезьером турецкий президент, но и все турецкие диаспоры Германии будут просто вынуждены отвечать.

А турок в Германии куда больше, чем в Нидерландах. До сего момента они были весьма законопослушными и работящими «гражданами с двойным гражданством». Но все когда-то кончается.

Что будет теперь происходить в еще недавно спокойной Европе, надевающей себе на голову еще и «турецкий тюрбан» вдогонку к «арабо-мигрантскому хиджабу», увы, можно только гадать. Одно лишь неизменно во всей этой истории — виноватой во всем Европа, как всегда, назначит Россию.

Дмитрий Лекух, РИА ФАН