Кем вы видите себя в нашей компании через пять лет?

Стандартный вопрос HR-менеджера на собеседовании с соискателем

 

«Май 2022 года. Стоя на трибуне на Красной Площади, президент Владимир Путин принимал парад в честь 77-й годовщины победы Советского Союза над нацистской Германией. В этот День Победы у него были особые причины гордиться своей страной…».

Так начинается эссе «Заговор против Европы» известного американского неоконсерватора Джеймса Кёрчика, опубликованное на днях в авторитетном внешнеполитическом издании Foreign Policy. Эссе выполнено в жанре псевдодокументальной антиутопии и повествует о том, как Европа рушится, либеральные ценности уступают место популизму, национализму и ксенофобии, НАТО распадается вместе с ЕС, русские танки утюжат просторы Украины и Эстонии… и Путин торжествует.

Автор как бы смотрит из 2022 года и пытается осознать, как же всё стало настолько плохо и почему…

А началось все в 2016 году с Brexit’а и избрания Дональда Трампа. И пошло-поехало. В 2017-м на президентских выборах во Франции победу одерживает Марин Ле Пен — конечно же, при финансовой, пропагандисткой и хакерской поддержке Кремля. Осенью того же года в Германии 20-процентную поддержку получает партия «Альтернатива для Германии» (AfD). Коалиция Меркель разваливается, не в последнюю очередь благодаря преданию гласности переписки лидеров ХДС относительно стоимости программы приема беженцев с Ближнего Востока. Разумеется, взлом партийной почты осуществила группа WikiLeaks под руководством Джулиана Ассанжа.

При тайной поддержке трамповского советника Стивена Бэннона в Германии разворачивает свою деятельность интернет-портал Breitbart Deutschland. Сам же 45-й президент США открыто вмешивается в предвыборную гонку и призывает немцев голосовать против любой партии или коалиции, поддерживающей Меркель. Большинство в Бундестаге получает союз Die Linke, СДПГ и «зеленых». Фрау канцлерин покидает свой пост, и Дональд Трамп с язвительной радостью пишет в своем твиттере: «AUF WIEDERSEHEN, LOSER!».

И как только Ангела Меркель лишилась власти, некому стало бороться за единство Европы и жестко противостоять агрессивной политике России

Во Франции проходит референдум о членстве в ЕС и НАТО, который заканчивается полной победой националистов во главе с президентом Ле Пен. Североатлантический альянс становится пустым звуком. США начинают вывод своих войск из Европы, который заканчивается в 2019 году. На очередных выборах в Европарламент более половины мест в нем получают партии-евроскептики — также не без помощи Москвы. Орган, который раньше был одним из главных инструментов поддержания единства Старого Света, теперь работает на разрушение либерального порядка в Европе.

Экономика Британии, подорванная Brexit’ом, приходит в такое плачевное состояние, что популярность лейбористов снова начинает расти

Но на выборах 2020 года ни одна из партий не получает достаточного большинства голосов для формирования правительства. Консерваторы терпят одно из самых сокрушительных в новейшей истории поражений. 94-летняя королева поручает Джереми Корбину сформировать правительство, в которое тот приглашает членов Шотландской националистической партии и Партии независимости Соединенного королевства.

Корбин выводит страну из НАТО, и американские войска покидают Туманный Альбион. Одновременно с большой помпой проходит референдум о выходе Шотландии из состава Великобритании. Аналогичный референдум готовится в Северной Ирландии.

Каталония отделяется от Испании. Провинция Венето — от Италии. В Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании к власти приходят ультра-левые партии с идеологией, близкой к неонацистской

В Греции Алексис Ципрас заявляет о выходе страны из ЕС. Его партия терпит поражение на очередных выборах, но он заявляет о подтасовках и призывает на помощь военных. Армия штурмует парламент, закрывает оппозиционные партии и либеральные СМИ. Новую греческую хунту горячо поддерживают премьер Италии Беппе Грилло, Джереми Корбин и, разумеется, русские националисты.

В Венгрии партии Фидес и Йоббик образуют прочный союз. Премьер-министр Виктор Орбан получает чрезвычайные полномочия. В 2019 году страна выходит из состава ЕС, с чем Орбана по телефону поздравляет президент США Трамп. В Брюсселе после подписания документов о выходе из Евросоюза венгерский лидер произносит эмоциональную речь, обвиняя европейскую элиту в «предательстве фундаментальных христианских ценностей и священности института национального государства».

Венгерские националисты открывают кампанию за «возврат Словакии в состав великой Венгрии», на границе двух стран начинаются столкновения

Миротворцем выступает Владимир Путин, который быстро охлаждает пыл Будапешта и Братиславы, напомнив о важности Южного Потока

Не стоит и говорить о том, что к концу 2020 года от антироссийских санкций не осталось и следа. Руки Москвы развязаны.

В Европарламенте по указке Кремля начались разговоры о притеснении русского населения Эстонии. Но главная цель Путина — Украина, где президентом избран Михаил Саакашвили, который провел на удивление успешную предвыборную кампанию. Таким образом, он стал вторым после Симона Боливара человеком в мире, возглавившим за свою жизнь два государства.

После нескольких провокаций на Донбассе, организованных российскими агентами, Путин выступил с заявлением о принуждении Киева к миру. Русские танки устремились к украинской столице. Президент России вовсе не забыл конфликт с Грузией в 2008 году и роль в нем Саакашвили.

Спецназу СВР отдается приказ привести «сукиного сына» в Москву в наручниках. Через месяц «новый Боливар» оказывается в Лефортово

Весной 2022 года группа «маленьких зеленых человечков» захватывает административные здания в Нарве на территории Эстонии. Объявляется об учреждении Нарвской народной республики. Таллин обращается в Вашингтон, Брюссель, Лондон, Париж, и везде получает заверения в приверженности территориальной целостности прибалтийской республики и вежливый отказ в военной помощи — 5-я статья устава «устаревшего НАТО» не стоит теперь ни гроша…

* * *

Эссе Джеймса Кёрчика, несомненно, написано талантливо и читается на одном дыхании. Я даже думаю, что у многих русских ирредентистов она вызовет яркие позитивные эмоции, сходные с теми, что возникают у них при чтении различных фантастических романов в жанре альтернативной истории, в которых различные «попаданцы» отправляются в прошлое, спасают СССР и обеспечивают мировое коммунистическое господство под руководством Сталина или, скажем, Юрия Андропова.

Читая Кёрчика, я также вспомнил неподражаемые технотриллеры покойного ныне Тома Клэнси, особенно его последний роман «Последняя инстанция» («Command Authority»), написанный перед самой смертью в соавторстве с Марком Грени

Там тоже русские танки рвались сначала к Таллину, потом к Киеву. И, кстати, Крым в результате остается в составе России.

Оба автора большое внимание уделяют деталям, что делает их повествования достоверными. У Клэнси это детали технические, у Кёрчика — политические. У мастера технотриллера практически нет ошибок в описании характеристик русских и американских танков, средств связи ЦРУ и СВР, географических и климатических особенностей местности, где разворачиваются события и т.д. У молодого классика неоконсерватизма все в порядке со знанием политических раскладов в различных странах Европы, с датами предстоящих электоральных событий и проч.

Остается только один вопрос к обоим, несомненно, талантливым авторам: а в чем мотив Владимира Путина и его аватара (в романе Клэнси) Валерия Володина?

Зачем двигать войска на Киев, понять еще хоть как-то можно, но зачем российскому верховному главнокомандующему столь неудобная и стратегически ничтожная цель, как Эстония? Даже к Калининградской области ближе войска не придвинуть…

У Тома Клэнси есть оправдание. Он писатель, творец масскульта. Всю свою сознательную жизнь он умело играл на фобиях, уже созданных политической экспертократией. Русские танки в Эстонии — одна из них. Не его забота, когда и с какой стати название именно этой прибалтийской республики стало символом сдерживания России в постсоветскую эпоху.

Кёрчик же — профессиональный идеолог. С него спрос больше. И не столько в плане Эстонии, сколько в плане мотивов Путина разрушить Европу и ввергнуть ее в бездну националистических разборок

Даже с роспуском НАТО не все так очевидно. Да, Россия возражает против увеличения присутствия сил альянса на ее границах. Но даже если эти силы будут удвоены, это не создаст, как принято говорить у наших западных партнеров, экзистенциальную угрозу для России. ПРО — другое дело, но о ней у Кёрчика ни слова.

Разумеется, автор эссе решает вполне определенную узкую задачу — рекламирует на страницах Foreign Policy свою новую книгу «Конец Европы», изданную Йельским университетом. В ней читателю доходчиво объясняется, как приход к власти «диктаторов», «популистов» и «демагогов» ведет к наступлению «темного времени».

И это «темное время» обязательно наступит, если не сделать решительных усилий по противодействию «популистской волне», что катится по странам Запада. Кёрчик справедливо отмечает, что во многом в нынешнем положении вещей виновата сама западная элита, но вредоносность евроскептиков и прочих популистов надо как-то доказать.

Лучше всего это получится, если убедить публику, что за всем стоит зловещая фигура Владимира Путина. Но тогда нужно объяснить, зачем российскому лидеру все это нужно

В своей публикации на страницах Foreign Policy Кёрчик дает канонический неоконсервативный ответ: он мстит. Автор в красках описывает психологическую травму, которую получил в 1989 году в Германии 37-летний офицер КГБ, наблюдая за антикоммунистическими протестами и разрушением берлинской стены. Якобы именно тогда Путин решил, что просто так этого «проклятым капиталистам» не спустит.

Серьезно? Всё из-за затаенной мести?

Что ж, другого объяснения «русского вмешательства» в дела Запада у неоконов нет. А стало быть, нет также и объяснения причин, по которым Россию, давно отказавшуюся от коммунистической идеологии, нужно непременно сдерживать.

Неоконсервативная внешняя политика находится в глубоком кризисе

Джеймс Кёрчик своей книгой и своим антиутопическим эссе делает заявку на то, что он может вывести ее из этого кризиса или, во всяком случае, объяснить «козни Москвы» изящнее и убедительнее других.

То есть Кёрчик знает, чего он хочет для себя в 2022 году — быть одним из главных идеологов неоконсерватизма, который к тому времени, если судьба будет благосклонна, окончательно не загнется. Задача максимум — свалить Трампа и не допустить появления в США влиятельной третьей партии.

Стратегия нынешней европейской элиты также очевидна — сохранить статус-кво и остаться, таким образом, у власти. Напротив, Марин Ле Пен, Фрауке Петри, Найджел Фарадж иже с ними хотят этот статус-кво опрокинуть, ликвидировать «фактор Меркель» и утвердить с своих странах экономический национализм.

Чего не может взять в толк Джеймс Кёрчик, так это что Россия до сих пор не определилась со стратегией в нынешней турбулентной ситуации

Ситуации, которая очень способствует прорывным решениям во внутренней и внешней политике.

Владимир Путин, я думаю, действительно планирует принять парад на Красной Площади 9 мая 2022 года. А я надеюсь его посмотреть по телевизору. Но какие уже на следующий день будут заботы у наших военных, инженеров, фермеров, предпринимателей, учителей, врачей, юристов и программистов — вот самый главный вопрос пятилетки.

А где вы будете в мае 2022-го и что намереваетесь делать?

Дмитрий Дробницкий, УМ +