Огни знаменитой «Донбасс Арены», включенные впервые за три года войны 1 марта по случаю национализации предприятий ДНР, напомнили людям о прошлой, довоенной уютной жизни в респектабельном Донецке. И привлекли внимание к нынешней фронтовой ситуации в городе, которую характеризуют непрекращающиеся обстрелы.
Со стороны ВСУ обстрелам  за минувшую неделю подвергались практически все прифронтовые населенные пункты ДНР, по ним было выпущено 11480 снарядов. Обстрелам подвергались район аэропорта и Петровский район, окрестности Озеряновки, Зайцево, Михайловки, Красного Партизана, Васильевки, Доломитного, Яковлевки, Спартака, Жабичево, Веселого, Александровки, Саханки, Коминтерново, Октября, Ленинского, Дзержинского, шахты им. Гагарина, Широкой Балки, Ясиноватой, Докучаевска, Гольмовского, Крутой Балки, Стылы, Ясного.
Киевские войска продолжили стягивать тяжелое вооружение к линии соприкосновения войск. За прошедшую неделю разведка ДНР выявила дополнительные объекты на горловском,  донецком, мариупольском направлениях…
Минские декларации о разведении сторон на практике в очередной раз оказались этакими простыми наивными пожеланиями. Очередной раунд «пробуксовки» в работе Трехсторонней контактной группы наблюдался 1 марта. Что будет 15 марта, покажет время. 1 марта было зафиксировано привычное отсутствие прорыва по всем вопросам.
По поводу переговоров в политической подгруппе представитель от ЛНР  Родион Мирошник говорит: «По формуле Штайнмайера представители Киева требуют прямого указания от «нормандского формата» — рассматривать ее или нет, и это уже должно быть третье указание, два раза Украина и все члены «нормандского формата» уже согласовывали формулу, но Украина хочет третьего! Это, без преувеличения, выглядит исключительно как попытка вообще уйти от обсуждения и согласования политического пакета.  Украинской стороной не предоставлены документы, отражающие официальную позицию ни по одному из обсуждаемых политических вопросов».
По словам Мирошника, на следующем раунде  минских переговоров должно быть рассмотрено  принятие формулы Штайнмайера, а также  проект закона об амнистии и модальности местных выборов в Донбассе.
Похоже, Киев и это провалит.
* * *
Дело в том, что Киев демонстрирует весьма специфическое отношение к переговорам. Например, 1 марта в Минске представители украинской стороны обошли вниманием острейшую тему сегодняшнего дня —  национализацию предприятий на территории Донбасса, ставшую своеобразным ответом на попытки удушения республик путем блокады.
По данным Совета министров ДНР, только на территории ДНР национализации подлежат 43 предприятия, среди которых наиболее привлекательно выглядят прибыльные предприятия СКМ олигарха Рината Ахметова, приложившего немало усилий для стабилизации обстановки в Донбассе. Конечно же, его миролюбие базировалось не столько на приверженности пацифистской идее, сколько на желании сохранить в своей собственности и роскошную «Донбасс Арену», и свою индустриальную империю, позволяющую слыть самым богатым олигархом Украины.
Видно, богатеть Ахметову было с чего, поскольку только  в предвоенном 2013 году валовый доход компании «СКМ» составлял 25 миллиардов долларов. Компания процветала, действуя по проверенной  цепочке: уголь – кокс – металл. И получалось очень хорошо, поскольку, создав базу в Донбассе до войны, СКМ контролировал на Украине до 70% добычи угля, до 40% электроэнергетики и 30–40% металлургии.
И сейчас на территории ДНР и ЛНР расположены активы двух крупнейших составляющих СКМ   — металлургической компании «Метинвест», а также производящей и распределяющей электроэнергию  ДТЭК. На территории ДНР и ЛНР «Метинвест» владеет двумя меткомбинатами: Енакиевским и Макеевским, который теперь является филиалом Енакиевского. А сам Енакиевский меткомбинат – один из крупнейших мировых производителей стальной квадратной заготовки, располагает современным оборудованием по технологии непрерывного литья и самыми современными на данный момент по сравнению с другими украинскими меткомбинатами доменными печами.
К «Метинвесту» относится и объединение «Краснодонуголь» (семь шахт). Не так давно объединением производилось четверть всех коксующихся углей на Украине. Сейчас шахты могут добывать около 6 миллионов тонн угля в год.
Блистал в компании Ахметова и  Харцызский трубный завод – крупнейший в СНГ производитель труб большого диаметра для магистральных газо- и нефтепроводов, рассчитанный на выпуск 1,3 миллиона тонн продукции в год. А особое место в компании принадлежало рудоуправлению «Комсомольский» – крупнейшему (до войны) производителю известняков для металлургической и сахарной промышленности Украины.
* * *
Главное заключается в том, что на 43 предприятиях, включая ахметовские, силами республик проводятся ревизии и вводятся временные администрации.
Местные жители реагируют на эти действия республиканских властей без эйфории, но в целом положительно. В Енакиево, например, они вышли на митинг с плакатами «Ввести внешнее управление», «Киев, хватит грабить Донбасс». А свои действия объяснили просто — устали от непредсказуемости и агрессивности Киева.
Конечно, для людей и предприятий выпадение из украинской экономики не может пройти совсем уж безболезненно, но то, что это позволит не только выжить, но и жить в Донбассе, понимают все. Понимают и то, что успех переориентации будет зависеть во многом от профессионализма  кадров и от логистики рынков сбыта, что именно этот успех послужит базой для стабилизации экономической и социальной ситуации в регионе, станет фундаментом его дальнейшего развития.
Примечательно, что в ответ на происходящее Ринат Ахметов заявил, что считает свою собственность суверенной и налоги республикам он платить не будет. Кстати, показательна его реакция на попытку ввести временную администрацию на его же предприятие «Укртелеком», расположенное в Донецке. В результате этой попытки от связи были отключены 200 тысяч абонентов республики.
Такой жест, наверное, очень вдохновил блокирующих Донбасс карателей. Они заявили, что приступают ко второму этапу блокады — блокированию автодорог, а в перспективе вообще собираются заблокировать сообщение и с Донбассом, и с Россией.
Наверное, они будут стараться для того, чтобы донецкий уголек, теперь отправляющийся в Россию, никак не мог  попасть на украинские предприятия, чтобы потребители – горячо любимые ими украинцы  – сидели и мерзли в темноте. То, что в результате блокады Украина не дополучит в бюджет миллиарды долларов, их, вероятно, тоже не волнует. Точную сумму потерь, учитывая все производственные цепочки, пока  назвать просто сложно. Но уже  известно, что только из-за войны экспорт Украины упал в 2 раза. От блокады он тем более снизится.
* * *
Власти Украины на это взирают почти равнодушно. И   предпринимать какие-то шаги, кроме пространных заявлений  по снятию блокады, явно не спешат. Поведение киевской власти становится все менее и менее предсказуемым. И это неминуемо скажется на состоянии дел на фронте, где карательные батальоны, не обременяясь каким-либо соблюдением минских договоренностей, все требуют и требуют крови.
И если они перейдут в наступление, то это уже будет другая история. О ней пока не говорят. В МИД РФ призывают США не обострять конфликт в Донбассе. Так, заместитель руководителя российского МИД Сергей Рябков обратился к американской стороне с призывом трижды подумать перед принятием решений по украинскому кризису.
Он отметил, что, если бы «американская сторона с пониманием отнеслась к призывам РФ не предпринимать действий, способных обострить и без того тяжелую ситуацию вокруг Донбасса, киевская власть лишилась бы иллюзии, что она сможет, игнорируя минские договоренности, решить конфликт, прибегнув к вооруженному столкновению с самопровозглашенными республиками».
Фото: Новости Донбасса