Нормализация российско-турецкий отношений продолжает приносить свои плоды.

 

Как утверждает Bloomberg замирению России и Турции способствовал философ Александр Дугин, выступивший посредником и переговорщиком между сторонами. Именно Дугин создал неформальный канал связи между Москвой и Анкарой, организовал визиты турецких делегаций в Крым и Москву, где были проведены встречи в том числе и с Константином Малофеевым. По версии издания желание сорвать процесс нормализации отношений стало катализатором неудавшегося государственного переворота, открывшем путь к тесному российско-турецкому сотрудничеству, которое выходит на новый уровень в вопросах безопасности.

Совместная борьба с терроризмом

17 февраля Госдума РФ ратифицировала российско-турецкий договор о взаимной правовой помощи. Предназначение договора — создание правового механизма для выдачи преступников. Турция пока не ратифицировала договор, но вероятность ратификации высока. В идеальном случае, данный договор позволит Москве предать суду чеченских террористов, укрывшихся в Турции, однако, скорее всего, максимум, на что можно рассчитывать – это облегчение совместной борьбы с международным терроризмом, в первую очередь, с боевиками ИГ (ИГИЛ, структура запрещена в РФ – ред.).

Тем временем, турецкая полиция обратила пристальное внимание на общины русскоязычных мигрантов мусульман, проживающих в Турции. Как сообщает Reuters турецкая полиция начала массовые проверки, цель которых – выявлением сочувствующих радикальным исламистам.

Вероятно, данные проверки проводятся по спискам, которые Москва на протяжении трёх лет отправляла Анкаре, однако Турция до недавних пор игнорировала их. Теперь же, после волны терактов и очередного поворота ближневосточной политики, Анкара приняла решение более пристально изучить потенциально подозрительных мигрантов.

Борьба с FETO

Не ослабевает решительность турецкой Фемиды поквитаться со сторонниками пенсильванского проповедника Фетхуллаха Гюлена, организацию которого — FETO— обвиняют в организации неудачного государственного переворота.

Вслед за вторым запросом об экстрадиции Гюлена (первый был адресован ещё администрации Обамы) Турция отправила в США новый файл со свидетельствами в пользу виновности Фетхуллаха Гюлена в организации переворота. Hurriyet Daily News сообщает что отправленное в Минюст США досье содержит 1300 страниц текста и фотографий документов. Кроме того, турецкий минюст направил в 16 стран требования о выдаче 28 членов FETO.

Турция, похоже, твёрдо намерена добиться от США выдачи Гюлена. По крайней мере, министр юстиции Турции Бекир Боздаг намерен лично обсудить этот вопрос со своим американским коллегой. «В самое ближайшее время у меня будет возможность обсудить по телефону или при личной встрече с новым министром юстиции США вопрос экстрадиции Гюлена и сторонников FETÖ в Турцию», — заявил Боздаг. Также министр добавил, что нужды в новых доказательствах вины Гюлена нет.

А вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш и вовсе выдвинул Вашингтону ультиматум. «Новая администрация США должна сделать свой выбор: или Гюлен, или Турция с ее 80-миллионным населением», — заявил Куртулмуш

А вот из образовательной империи Гюлена уже начали вынимать кирпичи – Фонд просвещения Турции договорился о передаче на свой баланс образовательных заведений, созданных Гюленом, в 11 странах мира. Пока речь идёт, преимущественно, об африканских странах, что, конечно, является каплей в море — учебные заведения FETO действуют в 113 странах мира.

Вести с дипломатических фронтов

Турецкая армия и поддерживаемые Анкарой группировки сирийской оппозиции 23 февраля освободили от ИГ сирийский город Аль-Баб после длительных и упорных боёв, что, к слову, доказывает факт переоценки экспертами боевых качеств ВС Турции, дипломатический фронт достаточно успешно движется вперёд.

Завершившаяся неделе вторая встреча по сирийскому урегулированию в Астане, несмотря на отсутствие громких итогов, оказалась успешной. Дипломаты сконцентрировали своё внимание на создании оперативной группы, которая занималась бы слежением за соблюдением режима прекращения огня.

Однако усадить за один стол представителей официального Дамаска и противостоящих ему так называемых умеренных оппозиционеров снова не вышло.

***

До ключевого события года в политической жизни Турции – конституционного референдума о смене формы правления с парламентской на президентско-парламентскую, назначенного на 16 апреля, — остаётся чуть меньше двух месяцев. За это время Реджеп Эрдоган постарается максимально зачистить сконцентрировать власть в своих руках, устранить потенциально взрывоопасный элемент внутри республики и достичь успехов на сирийском фронте. Эрдогану нужны стабильность и медийные победы. И главное направление для приложения сил Турции — борьба с курдами на территории Сирии. Следующая цель для Эрдогана — контролируемый курдами город Манбидж.

Конечная цель главы Турции — превращение Турецкой Республики им. Мустафы Кемаля Ататюрка в Турецкую Республику им. Реджепа Тайипа Эрдогана — остаётся неизменной.

Иван Лизан