Придерживаясь курса на сдерживание России в экономике, европейские элиты вредят сами себе
Политика Запада по сдерживанию России всё больше напоминает фарс. Пока в России, как известно, доедают последних ежей, именно русские уже организовали избрание выгодного себе президента США, осуществили Брексит, а теперь разрушили и планы отдельных политиков ЕС выгнать «Газпром» с европейского рынка.
Доля российского газа в общем европейском потреблении голубого топлива выросла в 2016 году с 31 до 34%. И в 2017 году экспортная цена российского газа в Европу составит 180–190 долларов США за тысячу «кубов». Для сравнения, в 2016 году средняя цена составила 167 долларов, что создало для «Газпрома» некоторые проблемы, связанные не только с низкой ценой на нефть (к которой, собственно, и привязана стоимость голубого топлива), но и с антироссийской политикой европейских столиц.
Возможно, западным партнёрам стоит всё-таки прекратить заниматься самоистязанием, которое они называют энергетической диверсификацией? И признать наконец, что «Газпром» является наиболее выгодным поставщиком голубого топлива с точки зрения соотношения цены и надёжности.
Американский сланец дорогой, иранские поставки требуют серьёзных финансовых вложений в инфраструктуру и к тому же политически ненадёжны, варианты из Северной Африки ненадёжны ещё больше, а любые поставки, идущие через турецкую территорию, учитывая уровень амбиций Анкары в Европе, могут использоваться турками как рычаг давления на Брюссель. В свою очередь, Россия никогда этот рычаг не использовала, а все проблемы с поставками были связаны с навязчивой попыткой нынешней страны-транзитёра — Украины — пошантажировать продавцов и покупателей.
Поэтому оптимальным вариантом поведения для Брюсселя будет отказ от провалившейся политики искусственной диверсификации поставок газа и курс на сотрудничество с Москвой в деле строительства «Северного потока — 2». Кроме того, пока не поздно, Еврокомиссия ещё может поменять решение по «Южному потоку» и дать добро на его запуск. По мнению некоторых экспертов, морская часть второй ветки «Турецкого потока», которая сейчас строится, может быть использована и для «Южного потока»: она России более выгодна, чем ветка «Турецкого потока», направленного в Европу.
Однако, как обычно, оптимальное поведение маловероятно, поскольку вступает в противоречие с тактической политической целесообразностью. До тех пор пока европейские элиты придерживаются курса на сдерживание России и идут на поводу у русофобских сил в США и Восточной Европе, Москва не сможет рассматривать Брюссель в качестве стратегического партнёра, в том числе и с точки зрения реализации масштабных инфраструктурных энергетических проектов.
Гораздо проще в данном случае работать с Берлином, который заинтересован в «Северном потоке — 2», поскольку Германия за счёт него превращается в серьёзный газовый хаб. Или работать с Анкарой, которая хочет замкнуть на себе потоки газа в ЕС. А то, что по итогам этих проектов ЕС получит усиление германского влияния или турецкого шантажа, становится проблемой самого Евросоюза.
Геворг Мирзаян,
доцент Финансового университета при Правительстве РФ, Life.ru
Нет Комментариев