Старый анекдот про Абрама, который в бане демонстрировал принадлежность сразу к двум вероисповеданиям, очень уместен сейчас, когда раздался гвалт вокруг передачи Исаакиевского Собора. Правда, аллюзия здесь просматривается не религиозная, а сугубо экономическая.

Чем возмущены противники возвращения Исаакия Русской церкви?

Главных аргументов два. Первый: попы зарятся на прибыльный бизнес, нечего им обогащаться! Второй: раньше музей был на самоокупаемости, теперь его реставрацию повесят на шею петербургскому бюджету. В ущерб горожанам, разумеется.

Вот тут-то, между этими двумя тезисами, и надо определиться «защитникам культуры».

Если Собор со всей его доходной базой переходит Церкви, то она сама будет Исаакия содержать и реставрировать — как содержит и реставрирует Церковь все прочие храмы по всей Руси великой.

Если Исаакий остаётся на балансе государства, а Церковь становится только пользователем, то все доходы от туризма по-прежнему останутся под контролем казны, которая продолжит выделять деньги на реставрацию.

В любом случае священство не обогатится, бюджет не опустеет, а реставраторы не останутся без дела.

Сейчас доходы музея от посетителей приближаются к 800 миллионам рублей, на программу реставрации направляется около ста миллионов.

Да, в новом режиме, после того как Собор будет передан в пользование Церкви, объём доходов сократится — Патриарх пообещал, что двери храма будут открыты для посетителей бесплатно. Государство (в лице музея или в лице иного своего учреждения, это уже дело техники) сохранит только доходы от организованных экскурсий.

Вряд ли эти доходы казны будут меньше половины нынешних, — то есть их с лихвой хватит на программу реставрации. Церковь же за показ соборного убранства вообще никаких денег получать не собирается — её доходы, как и в прочих храмах, будут формироваться пожертвованиями, требами и свечным ящиком. Ни о каком «обогащении попов за счёт музея» речи, как видим, не идёт.

Простые петербуржцы и вовсе в чистом выигрыше: хочешь сам посмотреть шедевр городской архитектуры изнутри или показать гостям своей семьи — пожалуйста! Русская церковь, в отличие от казённого музея, за погляд денег не берёт.

Очевидно, что финансовая проблема надумана и раздута специально — потому что больше не к чему прицепиться.

Проблема не в деньгах. Проблема в «скрепах».

«Укрепление скреп» — вот что раздражает русофобов.

Русская церковь — одна из важнейших скреп Русской цивилизации. В неё целятся, используя любой предлог.

А потери в бюджете — это так, дымовая завеса. Бюджет «потрясателей скреп» не очень-то волнует. По крайней мере, когда за бесценок уходили с молотка важнейшие, наполнявшие бюджет предприятия, никто из их лагеря ни разу возмущённо не пикнул и даже пальцем в защиту не шевельнул.

Источник