Наши опасения по поводу сложности установления атмосферы доверия между лидерами России и США полностью подтвердились
Не далее как 10 дней назад, после первого телефонного разговора Путина и Трампа, ваш покорный слуга написал заметку, в которой выражалась серьезная озабоченность в связи с тем, что два ведущих мировых лидера не могут установить между собой действительно тесный контакт и начать по-настоящему доверительный диалог из-за физической невозможности надежно изолировать это общение от лишних глаз и ушей. Поводом для такой озабоченности стала фотография пресс-службы Белого дома, на которой американский президент беседует с российским в тесном окружении членов своей администрации.
В частности в этой заметке было написано следующее:
Но, видите ли какое дело! Они не могут, еще раз повторяю — НЕ МОГУТ встретиться один на один без свидетелей! От слова — вообще!
Вот даже накануне как было? Сидит Трамп, общается с Путиным по телефону, а рядом все стулья обсели его помы и замы.
Какая тут может быть доверительность? Обо всем тут же раззвонят, да еще и от себя добавят. Людишки они такие. Всем славы и денег хочется.
Даже традиционная личная встреча в каком-нибудь офисе в этом смысле ничего не даст. Во-первых, в любом помещении могут быть жучки. Да такие, что даже спецам не по зубам. Путина, например, лично бывший генсек НАТО Расмуссен, шакал позорный, в ходе аудиенции, тайно на магнитофон записывал, а потом раззвонил на всю округу.
И вот, не прошло и двух недель, как наши опасения полностью подтвердились. В Вашингтоне разразился громкий скандал в связи с утечками информации о личных переговорах Трампа и Путина:
В администрации США начали расследование по факту утечек в СМИ информации о беседах Дональда Трампа с иностранными лидерами. «Мы изучаем ситуацию, она вызывает тревогу», — заявил официальный представитель Белого дома Шон Спайсер в интервью газете The Hill. Особенно Белый дом беспокоит тот факт, что «он (Трамп) не может вести переговоры без утечек». В администрации отметили, что некоторая просочившаяся в СМИ информация может даже рассматриваться как нарушение законов. Напомним, накануне вечером сразу два неназванных чиновника США заявили СМИ, что в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным глава США подверг критике договор СНВ. Также СМИ сообщили, что Трамп накричал на австралийского президента Малкольма Тернба, а президенту Мексики Энрике Пеньей Ньето угрожал ему ввести войска…
Таким образом, высказанные нами опасения оказались полностью обоснованными. А это означает, что данная проблема отнюдь не высосана из пальца, а действительно является очень серьезным препятствием на пути установления действительно плодотворного диалога мировых лидеров.
Неотъемлемой составной частью успешной дипломатии всех времен и народов была высокая степень конфиденциальности международных контактов. Особенно при разрешении самых острых проблем войны и мира. Государственные лидеры минувших эпох не случайно в таких случаях выбирали для личных контактов самые уединенные места, где в обстановке сугубой тайны обсуждали самые тонкие нюансы и хрупкие материи мировой политики. И принимали на этой полностью доверительной основе ключевые решения, согласованная логика которых в качестве конечного продукта уже доводилась до всеобщего сведения. А порой и вовсе не доводилась по тем, или иным соображениям.

Президент Рузвельт и премьер-министр Черчилль на палубе линкора «Принц Уэльский» во время переговоров по Атлантической Хартии, август, 1941 г.
Дипломатия, по большому счету, крайне плохо совместима с популистской демагогией, неизбежной в публичной политике. По той просто причине, что массовое сознание далеко не всегда готово к восприятию того, что становится предметом продвинутых дипломатических договоренностей. Одно дело достигнуть согласия в сугубо деловой атмосфере профессионального диалога, а потом правильно объяснить его результат широкой публике. И совсем другое работать в обстановке постоянных утечек информации и необходимости соблюдать все красные линии, нарисованные пропагандой в массовом сознании. Во втором случае вероятность договориться до чего-либо взаимоприемлемого стремится к нулю. Чему немало способствует нынешний век тотальной электронной прослушки и поголовная страсть к выбалтыванию государственных секретов.
Но с другой стороны и целиком тайная дипломатия едва ли не большее бедствие для народов. Мир, например, до сих пор не знает, о чем говорили британские правители с якобы беглым из Германии заместителем Гитлера Рудольфом Гессом. Но многие до сих пор убеждены, что именно эти тайные переговоры решили судьбу мира и ввергли его в пучину полномасштабной войны. Да что там Гесс, если мы до сих пор толком не знаем, о чем шла речь на переговорах Горбачева в Рейкьявике и на Мальте, фактическим итогом которых стала полная капитуляция СССР и предательство исторической России.
Так что хрен редьки действительно не слаще. И потому нынешним мировым лидерам, рассчитывающим установить между собой доверительные контакты и найти на этом пути обоюдовыгодные решения, предстоит поистине головоломная миссия. С одной стороны — обеспечить необходимое закрытое пространство для серьезной дипломатии без примеси политической демагогии. А с другой сделать так, чтобы эти по сути закрытые, доверительные контакты не выродились в тайный сговор против интересов своих же народов и всего мира. И от того, получится ли это у Путина и Трампа зависит сегодня очень многое, если не всё.
Юрий Селиванов
Нет Комментариев