Со дня окончания переговоров в Астане прошла неделя, а участники переговоров уже успели обменяться своими проектами конституций, превратить дискуссию о положениях основного закона новой Сирии в полемику и, как кажется на первый взгляд, зайти в тупик.

 

Впрочем, из встречи в Астане по политическому урегулированию сирийского конфликта и дальнейшему её информационному освещению можно сделать ряд небезынтересных выводов.

Новая переговорная площадка

Стоит констатировать, что сама встреча, несмотря на отсутствие каких-либо прорывных документов, прошла более чем успешно. И причины тому – изменение позиции Турции по конфликту в Сирии.

В Астане Россия, Иран и Турция договорились о создании механизма по контролю за соблюдением перемирия, приняли итоговое коммюнике, а российская делегация передела представителям сирийской оппозиции проект новой конституции Сирии.

Фактически, Астана стала новой переговорной площадкой по сирийскому урегулированию и два ближайших союзника России – Казахстан и Белоруссия – превратились в места, где Россия ведёт переговоры по проблемным внешнеполитическим вопросам.

Особенность новой переговорной площадки – участие представителей Ирана, Турции, Сирии, спецпосланника генсека ООН, представителей ряда крупнейших вооружённых группировок в Сирии – Свободной сирийской армии и «Джейш аль-Ислам», — а также посла США в Казахстане в качестве наблюдателя и делегации сирийских военных.

Турецкий разворот на 180°

Вся суть прошедшей встречи в том, что Турция ещё полгода назад выступающая, как казалось, непримиримым противником России в Сирии присоединилась к переговорному процессу после того, как у отрядов так называемой вооруженной оппозиции удалось отбить Алеппо. Уверен, собрать воедино разношерстных сирийских боевиков в Астане за одним столом, да ещё так чтобы они смягчили риторику по отношению к России, без помощи Турции не вышло бы.

При этом возумущение от официальной Анкары последовало исключительно в устной форме и то продлилось крайне недолго – после этого Турция, похоже, изменила свою позицию по сирийской проблеме.

Причины изменения турецкой позиции вполне подпадают под действие диалектического закона о переходе количественных изменений в качественные. Причиной, по которым Анкара стала активным участником хаоса на Ближнем Востоке, стало её желание «срезать» внешнеполитический угол и добиться своих целей – роста влияния на Ближнем Востоке и Леванте – применив военную силу вместо дипломатии и торговли и культурного взаимодействия.

Однако, после активного вмешательства российских ВКС, уничтожения российского бомбардировщика Су-24, введения Москвой антитурецких санкций и массированных информационных кампаний, позиция Анкары стала менее мягче, что подтолкнуло Эрдогана сделать шаг навстречу России и принести формальное извинение за сбитый бомбардировщик и двух убитых российских военнослужащих.

В итоге, после неудавшейся попытки государственного переворота, в котором Москва не только не стала поддерживать путчистов, но и предупредила Эрдогана о мятеже, в то время как США и ЕС не только поддержали мятежников, но и, если верить официальной версии событий, оказали им организационную поддержку, Реджеп Эрдоган сменил политику по отношению к России и Сирии.

Убийство посла Андрея Карлова, последующие кровавые теракты, активизация курдской РПК и пока безуспешная кампания турецкой армии против ИГ (ИГИЛ, структура запрещена в РФ — ред.), стали лишь ускорили разворот Турции  на 180° в сирийском вопросе.

Дело не в том, что Эрдоган передумал расширять влияние Турции в соседних странах, а в том, что данное расширение стало невозможным – издержки стали слишком высоки. Добиться большего, чем удалось Эрдогану – сформировать фактический протекторат на части сирийской территории – не выйдет.

Именно поэтому Турция изменила свою политику, а поддержка США и ЕС государственного переворота стала последней каплей, переполнившей чашу терпения Реджепа Эрдогана.

Первые успехи Астаны

И смена вектора турецкой политики уже дало свои первые плоды. Нерешённый в ходе переговоров вопрос с освобождением населённых пунктов в районе Вади Барада под Дамаском, в частности городка Айн-ФИджа, где распложено водохранилище, из которого вода поступает в Дамаск, удалось всё же решить и 29 января сирийские войска вернули контроль над водохранилищем. В ряде деревень удалось заключить соглашения о примирении, и боевики смогли покинуть район без боя. Сирийские специалисты уже приступили к ремонтным работам на водозаборе под Дамаском.

Сохраняется перемирие и в районе Алеппо, который свыше 4 лет был захвачен боевиками. Однако главный и, к сожалению, недооценённый итог астанинской встречи – проект конституции Сирии из 85 статей. Рассматривать документ как окончательный не стоит – Москва акцентирует внимание на том, что он является лишь набором конкретных предложений, вокруг которых можно начать диалог по вопросу будущего Сирии. И вслед за Дамаском, который принялся изучать проект конституции, о своем желании предложить свою версию основного закона заявили сирийские курды.

***

Теперь же, в преддверии назначенных на 8 февраля переговоров в Женеве, сторонам нужно решить ряд вопросов. Во-первых, навести мосты между официальным Дамаском и сирийской оппозицией. В Астане удалось усадить за один стол Башара Джаафари и Мухаммеда Аллюша, но беседовать напрямую они отказались – переговорщикам пришлось прибегнуть к посредникам. Во-вторых, примиримых противником Дамаска нужно объединить в одну группу, так как ранее единой делегации от оппозиции в Женеве не было. Фактически, речь идёт о том, что придётся договариваться со странами, которые оказывают покровительство группировкам сирийской оппозиции. В-третьих, нужно будет решить проблему с непримиримой оппозицией, проще говоря, физически ликвидировать исламских фанатиков.

Понятно, что до окончательного решения сирийской проблемы очень далеко и до тех пор, пока в Сирии идёт война, ни одна конституция не будет стоить и бумаги, на которой напечатаны её положения. Однако шаг к поиску компромисса и решению длящейся с 2011 года гражданской войны с внешней интервенцией сделан. И это не может не радовать.

Иван Лизан