Примечательным фактом можно считать то, что на фоне заявлений «Регнума» материал с куда более сглаженными краями появился на страницах газеты «Известия». Причём примерно в то же самое время – разница в каком-то получасе. В известинском материале говорится о том, что президенты России и Белоруссии обсудят вопросы энергетического сотрудничества, встретившись в первой половине февраля. При этом сама встреча на момент подготовки статьи не была согласована.
Кремль выступает принимающей стороной, предлагая Александру Лукашенко посетить Россию 9 февраля, а Александр Григорьевич, вроде той строптивой невесты, ничего не отвечает на предложение. И хочется, и колется, и продемонстрировать свою президентскую жёсткость и «ни от кого» независимость у белорусского лидера присутствует явное желание.
Все эти информационные всплески возникли на фоне сообщений в отдельных СМИ, в которых было заявлено, что Россия чуть не забор на границе с Белоруссией возводить собирается. На основании многочисленных сообщений, можно сделать вывод, что Погрануправление ФСБ РФ действительно создаёт на российско-белорусском участке границы пограничную зону. Брянское, Смоленское и Псковское управления ФСБ распространили сообщения о том, что на пограничных участках устанавливаются предупреждающие знаки на въезде в пограничную зону и устанавливаются соответствующие места для въезда в неё лиц и транспорта. Соответствующий документ (а это приказ директора Федеральной службы безопасности) в РФ вступает в силу с 7 февраля текущего года.
Можно себе представить, как совокупность этих сообщений и новостей подействовала на рядового читателя, ознакомившегося с тем, что было опубликовано в СМИ за последние несколько дней в плане российско-белорусских отношений. Среднестатистический вопрос: неужели дружбе пришёл конец?
Однако лучше с ситуацией разобраться поподробнее, а не собирать, что называется, только «вершки», не делая попытки заглянуть в корень. Для начала – о той самой пограничной зоне. Да, пограничная как бы зона действительно появляется, вот только средства массовой информации, которые о ней написали, в основной своей массе не удосужились уточнить, а для кого конкретно она будет действовать. На этот вопрос отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр Суриков:
Но если ограничения, по словам Александра Сурикова, россиян и белорусов не коснутся, тогда другой вопрос: а с какой же тогда целью? В принципе, ответ тут напрашивается сам собой – всё это в связи с резко возросшими братскими чувствами президента Белоруссии к гражданам 80 государств, с которыми Минском вводится безвизовый режим с максимальным сроком безвизового пребывания – 5 суток (в случае использования Национального аэропорта столицы Белоруссии). А это официальный комментарий российского посла:
Допустим, что с пограничной зоной разобрались. Идём дальше…
Белорусский лидер фактически отказывается ответить по поводу готовности посетить Россию и обговорить острые вопросы поставок энергоносителей с Владимиром Путиным. Ну, так это далеко не первая подобная ситуация для Александра Григорьевича. Можно было бы куда больше удивляться, если бы всё было совсем по-другому, и белорусский президент не стал бы устраивать демарши подобного рода. Каков повод для демаршей здесь? А повод в том, что белорусский Бацька желает простого президентско-белорусского счастья – то бишь брать у России то, что ему нужно, причём по той цене, которая именно его и устраивает. А что нужно Бацьке от России – энергоносители. Ну, конечно! Покупать по установленной Минском цене нефть и газ у России, одновременно с этим «обижаясь» на то, что Россия урезает объёмы поставок, так как Минск поднакопил долгов после того, как сам себе цену на российское топливо и установил.

Демарш в стиле: «не поеду!», «новых себе друзей найду!» — это вообще в традиции Александра Григорьевича. При этом белорусский президент прекрасно понимает, что с нахождением «новых друзей» в сложившихся для него условиях дела будут обстоять отнюдь не безоблачно. Да, определённым зарубежным силам может приглянуться сама идея отдёргивания Бацьки за ус в сторону, противоположную России. Однако в такой ситуации Лукашенко явно сделает настоящий подарок тем, кто давно точит на него зуб в самой Белоруссии, включая так называемых белорусских несогласных, проявляющих активность не без помощи известных «печенек». Вроде старых «пекарей» за океаном уже нет, но печеньки-то пока остались…
Другими словами, любая попытка объявить Белоруссию другом, к примеру, Евросоюза и страной, разрывающей отношения с РФ только из-за того, что Москва отказала Лукашенко в варианте оплаты газа и нефти по расценкам минской бухгалтерии, может быть, мягко говоря, не в интересах Лукашенко истолкована подавляющим большинством граждан РБ, а уж России тем паче. Ведь, как ни крути, у миллионов россиян присутствует к личности белорусского президента определённая симпатия, даже на фоне желаемой им же самим «многовекторности». И если Александр Григорьевич вдруг решил вопрос «минской бухгалтерии» поставить на кон таких симпатий, желая сменить их на явно эфемерные симпатии европейцев, то это глубокий просчёт.
Хотя, есть уверенность в том, что просчитываться президент Белоруссии не собирается. Идёт типичная для Лукашенко игра, в ходе которой он пытается выдавить из Москвы уступки, выгодные для себя. Москва, и в этом тоже можно быть уверенными, шаг к компромиссу сделает – ну не впервой же. Но только достаточно велика вероятность и того, что играть исключительно по правилам АГ, не будет. В Москве уж точно понимают, что демарш Минска – больше напускное, нежели рациональное, а потому посредством появления публикаций в отдельных российских СМИ дают понять: «Партнёр, работать готовы, но и ты там уж слишком-то не переигрывай…»
Использованы фотографии: http://voron-news.ru
Нет Комментариев