Это старт для мирного процесса…

В распоряжении RT оказался проект Конституции Сирии. Текст документа предоставил источник в сирийской оппозиции. Документ подготовлен Россией и предложен к рассмотрению на переговорах, состоявшихся в Астане 23—24 января. Основные его положения расширяют полномочия парламента республики, запрещают армии вмешиваться в политическую сферу и выступать против народа, а также закрепляют верховенство международного права над внутренними законами. По словам опрошенных RT экспертов, российский проект основного закона Сирии — это не руководство к действию, а стартовая площадка для поиска консенсуса внутри страны, начало подлинного мирного процесса.

 

Снова на старт

Российский проект Конституции Сирии — это мощная база для мирного урегулирования военного конфликта, который продолжается уже почти пять лет. Этот документ должен стать основой для примирения противоборствующих сторон и выработки ими окончательного свода законов, по которым будет жить государство.

«Это старт новой Сирии, — отметил в интервью RT президент независимого научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгений Сатановский. — Вокруг этой Конституции или её проекта ещё будут ломаться копья, будут спорить, будут ссориться, дискутировать. Чего не будет — не будут стрелять друг в друга те, кто будет её обсуждать. И это уникально для современных конфликтов. Россия ни на чём не настаивает. Это старт для мирного процесса, в котором задействованы десятки и сотни группировок. Только населённых пунктов, которые подписали соглашение на базе Хмеймим, более тысячи. И более сотни вооружённых группировок».

Собрать вместе

«Низкий поклон нашим военным дипломатам и представителям Минобороны, которые подготовили конференцию в Астане, привлекли Турцию, обговорили с ней сложнейшие вопросы в рамках координации с Ираном, потому что Турция и Иран отродясь не сидели за одним столом», — напомнил Сатановский.

Россия не настаивает на принятии своего проекта Конституции и не устанавливает сроков его реализации. Она приглашает все заинтересованные стороны к активному обсуждению. И в этом, по мнению Сатановского, стратегическая ценность документа.

Народная Конституция

Председатель Центра политических исследований России Иван Коновалов считает, что «это достаточно хорошо проработанный документ, который предоставляет сирийцам возможность доработки». В этом процессе должны принять участие все жители Сирии. Для этого Коновалов в беседе с RT предложил создать «виртуальный компьютерный центр, который будет принимать заявки по доработке, чтобы это была народная Конституция».

Что касается утверждения окончательного текста, то это можно осуществить двумя путями.

«Есть разные варианты: проведение референдума по документу либо создание органа, который примет его, — Народной ассамблеи или Ассамблеи территорий», — сказал Коновалов.

Независимая, многонациональная, единая, светская

Первое из предложенных в документе изменений касается официального названия страны. Сирийская Арабская Республика становится Сирийской Республикой (слово «арабская» исключено) или просто Сирией. Оба названия равнозначны.

В первых статьях подчёркивается суверенность, независимость Сирии и единство её многонационального и многоконфессионального народа. Также говорится об уважении всех религий и свободе выполнения всех религиозных ритуалов. Документ утверждает Сирию как светское и демократическое государство.

Официальный язык — арабский, но «каждый регион вправе в соответствии с законом использовать в качестве дополнения к официальному языку язык большинства населения, если это будет одобрено местным референдумом».

Границы дозволенного

Российский проект Конституции определённым образом ограничивает власть президента Сирийской Республики. Он лишён права роспуска высших законодательных органов страны — Народной ассамблеи и Ассамблеи территорий.

«Президент республики имеет право объявить национальный референдум по важным вопросам, которые затрагивают высшие интересы страны. Результаты референдума являются обязательными к исполнению и вступают в силу с момента их объявления президентом», — говорится в 59-й статье.

Армия вне политики

Также в проекте Конституции содержатся ограничения для вооружённых сил страны.

«Вооружённые силы находятся под надзором общества и защищают Сирию и целостность её территории. Они не могут использоваться в качестве средства преследования населения и не вмешиваются в политическую сферу интересов, не играют роли в передаче власти», — говорится в 10-й статье документа.

Законодательные ассамблеи

Высшие законодательные органы страны — Народная ассамблея и Ассамблея территорий. Последняя состоит из представителей административных единиц.

«Депутаты Народной ассамблеи избираются на всеобщих, свободных, равных выборах при тайном голосовании. Они являются представителями всего народа Сирии, — говорится в третьей главе. — Ассамблея территорий создаётся в целях обеспечения участия представителей административных единиц в принятии законодательства и в управлении государством».

Ассамблея территорий наделяется правом отрешения президента от должности.

«Президент республики может быть отрешён от должности Ассамблеей территорий только на основании выдвинутого Народной ассамблеей обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного конституционного суда о наличии в действиях президента республики признаков преступления и о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения», — говорится в 61-й статье.

Верховенство права

При несоответствии внутреннего законодательства страны международному праву и международным договорам проект Конституции закрепляет верховенство международных норм.

«Положения признанного международного закона и международные договоры, заключённые Сирией, являются неотъемлемой частью правовой системы», — говорится в российском проекте Конституции.

Илья Оганджанов, RT