В начале 1990-х гг. Ф. Фукуяма взял да объявил в одной своей идеалистической книжке «конец истории». «Демократия» в её либеральной форме везде побеждает, а потому ясно, что скоро победит «совсем везде». Идею о демократическом конце истории, по теоретической сути сопоставимую, между прочим, с утопическими марксистскими тезисами о предыстории, Запад принял с восторгом. Однако прошли годы, и от былой великой демократической миссии остались рожки да ножки. Ни Фукуямы теперь, ни Маркса. И опереться-то не на кого.

На тему «великой миссии» либеральной демократии и её нынешней несостоятельности рассуждает на англоязычном портале «Gefira» автор, предпочитающий не называть своего имени.


В 1992 году, в дни финала холодной войны, известный американский политолог провозгласил «конец истории»: мол, либеральная демократия и капиталистическая система победила. И это означает, что остальной мир «принял западные идеи». Видимо, только Запад понимает, как лучше устроить жизнь, а потому способен обеспечить мир и процветание.

Подобная линия рассуждений стала с тех пор догмой Запада, навязываемой миру в международных отношениях. Под предлогом распространения прав человека и парламентской демократии, указывает автор, Запад нёс миру свою миссию.

И какое-то время такая идея работала. Большая часть Восточной Европы с готовностью приняла западную демократию и капиталистический строй. Даже Россия, казалась, следовала этим путём.

Некоторые интеллектуалы уверяли мировое сообщество, что запаздывающую часть планеты непременно охватят капитализм вкупе с либеральной демократией. Это произойдёт либо добровольно, либо по принуждению.

Так в Соединённых Штатах родился неоконсерватизм, распространившийся по обе стороны Атлантики. «Неоконы» взяли на вооружение доктрину Вулфовица. В числе её тезисов: американское превосходство; принцип одностороннего вмешательства; превентивные действия; стратегия по ослаблению России путём вычленения из сферы её влияния бывших советских стран, ещё не охваченных «западными ценностями» (начиная с Украины), и т. д.

К 2000-м годам «неоконы» подмяли под себя Республиканскую партию в США и Лейбористскую партию в Великобритании. В то время они также могли смело рассчитывать на союзников в Италии и Испании.

В следующем десятилетии неоконсервативная идеология распространилась подобно вирусу: военные вмешательства, окончившиеся фиаско, заменялись финансированием тайных операций и (или) вооружением местных группировок. Так было в Ливии, Сирии, Тунисе, Египте, Грузии и на Украине.

Приверженцы этой идеологии «оккупировали» Государственный департамент США. Именно их усилиями была продвинута и назначена в Госдеп во времена администрации Обамы госпожа Виктория Нуланд, супруга Роберта Кагана, который, в свою очередь, был одним из ведущих идеологов неоконсерватизма наряду с Полом Вулфовицем.

Эти люди зарядили целую кампанию в центральных СМИ, содержавшую критику «преступлений режимов, не сотрудничающих с США»: в Сирии, Ливии, России. Они полностью игнорировали при этом действительно антидемократическое поведение дружественных диктатур (к примеру, Саудовской Аравии).

Миссия эта никогда не претерпевала изменений.

Зато за минувшие годы изменились настроения западных граждан. Их недовольство касалось перемен в сфере государства и проектов западного руководства. Западному общественному мнению надоел интервенционизм по всему миру, полагает автор.

«Первым лицом недовольных» оказалась британская Лейбористская партия: открыто зазвучали антинатовские лозунги, выступил пацифист Джереми Корбин.

Позднее выборы в США выиграл миллиардер Дональд Трамп. Его главный лозунг: «Америка прежде всего». Это очень важные слова: они ведут к политике невмешательства и протекционизма. Трамп победил на выборах ястреба номер один — Хиллари Клинтон, которую, кстати, публично поддерживал мистер Каган.

На партийных праймериз во Франции лидировал мсье Фийон, выступающий за конец торговой войны с Россией, на которую ополчились американские неоконы.

В результате идеологи либеральной демократии столкнулись с чем-то вроде «политического переворота», который идёт «по всей Европе и США».

Такого рода «революции» — не просто народные движения. Избрание Трампа по сути означает передачу власти от одной влиятельной группы к другой.

После четырнадцатилетней войны с терроризмом в Афганистане и Ираке «кровопролитие перекинулось на улицы Парижа и Берлина», напоминает далее автор. Убийства мирных граждан на улицах европейских городов не должно было случиться: ведь главарь «Аль-Каиды» ликвидирован. Как же так? К чему пришли западные правительства?

Тем временем Россия вновь утвердилась в качестве относительно успешного игрока на международной арене.

Китай стал производственным центром мира, строит свои собственные финансовые институты. В будущем он станет всё более и более независимым от США и европейских финансовых систем.

А тут ещё резкие демографические изменения; их тоже нельзя упускать из виду.

Белое население в Соединённых Штатах в 2014 г. уменьшилась с 79,6 процента в 1980 году до 61,9 процента, а удельный вес латиноамериканцев возрос с 6,4% до 17,3%. Растёт процент афроамериканцев и азиатского американского населения. На фоне этого Европа тонет в «мультикультурной трясине», страдая от насилия. Мусульманские общины, указывает автор, «враждебно относятся к западным обществам и открыто угрожают убийствами жителям Запада».

Мир неоконов разваливается. И какова же их реакция? Они растерялись! Поражение неоконов на выборах в США оказалось для них полной неожиданностью. И теперь они с отчаянием пытаются через Государственный департамент США и ведущие СМИ «сконструировать» пропагандистское наступление и возложить вину за собственные неудачи на… Россию. Не имея доказательств, неоконсерваторы сочинили гипотезу о том, что русские помогли Дональду Трампу избраться. Ну а в Британии остатки неоконов, руководимые стариком Блэром, убеждают публику, что Brexit — тоже дело рук «русских хакеров».

Всякий раз, когда что-то идёт не по плану западного истеблишмента, виноватой назначается Россия.

В ближайшие месяцы, добавим, мы услышим немало забавных обвинений в адрес России и её «приспешников». В Вашингтоне уже стартовала активная кампания неоконов против администрации Трампа. Первой жертвой её может оказаться М. Флинн, один из советников нового президента. Контрразведчики уцепились за телефонные разговоры, в конце декабря 2016 г. прошедшие между Майклом Флинном и российским послом в США Сергеем Кисляком. Спецслужбисты обратили внимание также на «более ранние контакты» мистера Флинна с представителями властей Российской Федерации. Против самого Трампа в Нью-Йорке и Вашингтоне прошли протесты. Дональда Трампа вот-вот объявят хакером и русским агентом Данилой Трампецким.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru