В Астане сегодня пройдет конференция по Сирии, в которой примут участие представители властей и оппозиции, а также ряд международных посредников. Как ожидается, стороны будут обсуждать прежде всего дальнейшие вопросы перемирия, которое было объявлено в конце декабря 2016 года. Кроме того, как сообщили источники в вооруженной оппозиции, оппоненты властей в Дамаске намерены выступить с предложением о создании совместных отрядов по борьбе с ИГ (деятельность организации запрещена в России). В Сирии идею поддерживают, правда, ставят некоторые условия.

 

В Сирии положительно отнеслись бы к инициативе вооруженной оппозиции сформировать совместные подразделения по борьбе с ИГ при условии, что те будут подчиняться военному руководству страны. При этом речь идет только о тех группировках, члены которых являются гражданами страны. Об этом «Известиям» заявил депутат сирийского парламента от правящей Партии арабского социалистического возрождения (Баас), член комитета по межарабским и международным делам Саджи Таама.

— Я не вижу никаких препятствий, чтобы сирийцы, даже те из них, которые сражались с оружием в руках, вернулись в лоно государства и стали вести борьбу с террористами ИГ. Это позволило бы снизить уровень кровопролития и распространить перемирие на многие районы страны. Если вооруженная оппозиция поднимет этот вопрос в ходе переговоров в Астане, это будет конструктивный шаг с ее стороны. Мы однозначно поддержим договоренность, в соответствии с которой вооруженные отряды войдут в состав сирийской арабской армии, — сказал депутат.

Такую позицию «Известиям» подтвердил и высокопоставленный источник в сирийских силовых структурах.

— Мы изначально выступали за то, чтобы сирийские граждане, принимающие участие в деятельности незаконных формирований, либо возвращались к мирной жизни, либо вступали в ряды армии, чтобы вести борьбу с боевиками. В руководстве страны, в том числе военном, прекрасно понимают, что многие люди повелись на разного рода несбыточные обещания и теперь хотят прекратить сражаться против своих сограждан. Мы, в свою очередь, можем только приветствовать такие начинания и готовы предоставить возможность вести борьбу против боевиков, но, разумеется, под руководством сирийских военачальников, — сообщил источник.

Собеседник «Известий» также отметил, что примеров, когда люди сперва сражались в вооруженных группировках, а затем приняли решение сменить сторону и пополнить ряды сирийской армии, уже довольно много.

Напомним, что в Сирии как минимум до конца марта будет действовать закон об амнистии, который позволяет боевикам вооруженных формирований либо, сложив оружие, вернуться к мирной жизни, либо присоединиться к борьбе правительственных сил против террористов.

Ранее в СМИ появилась информация, что вооруженная оппозиция намерена обсудить на встрече в Астане создание объединенных формирований из повстанцев и бойцов сирийской армии для борьбы с ИГ, которые будут действовать под руководством России и Турции.

Собеседники «Известий» в Сирии говорят, что для Дамаска принципиально важно сохранение суверенитета, а потому привлечение третьих сторон к управлению, в том числе и правительственными войсками, едва ли найдет поддержку.

Вместе с тем, как считает ведущий научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций МГИМО Юрий Зинин, предложение вооруженной оппозиции вполне может рассматриваться, однако навязывать свои условия в рамках инициативы по созданию совместных отрядов она вряд ли может.

— У оппозиции сейчас выбор прост: либо ее вооруженные отряды продолжат уничтожать, либо она все-таки попытается найти общий язык с властями в Дамаске и договорится о своем участии в будущей политической жизни Сирии. Именно в этом ключе имеет смысл рассматривать согласие боевиков пойти на перемирие. И в таком же ключе можно рассматривать инициативу о совместных отрядах. Разумеется, сирийские власти будут настаивать, чтобы этими отрядами управляло армейское руководство страны, поскольку вооруженные группировки находятся не в том положении, чтобы диктовать свои условия, — убежден эксперт.

Андрей Онтиков, газета «Известия»