В Астане начались межсирийские переговоры.

Участвуют представители Сирии, Ирана, Турции, России, США (посол в Казахстане), ООН, а так же представители боевиков, включая лидера «Джейх-аль-Ислам» (группировка активно действует в Восточной Гуте).
Собственно, это первая с начала войны встреча такого формата, хотя она конечно не охватывает все группировки боевиков в Сирии, здесь мы скорее видим тех, на кого Турция имеет наибольшее влияние и может обеспечить их некоторую договороспособность в рамках реализации соглашений с Россией и Ираном. Важное отличие от прошлых встреч — боевики уже не требуют безоговорочного ухода Асада как обязательного условия для начала переговоров. Прошедший год довольно ясно продемонстрировал, что это требование нереалистично. Поражение «зеленых» в битве за Алеппо многое поменяло во внутрисирийских раскладах.

Данная конференция конечно не прекратит войну, скорее она сможет закрепить последствия разворота турецкой политики и отдельные элементы частичного перемирия на ряде фронтов с интенсификацией операций против Халифата, Ан-Нусры и группировок игнорирующих перемирие. Для внешних гарантов очень важно добиться хотя бы небольшого прогресса в дипломатическом урегулировании, чтобы с одной стороны показать, что вопросы сирийского урегулирования могут позитивно решаться без прямого участия США, а с другой стороны, создать предпосылки для реального прекращения боевых действий на большей части территории страны.

Первоочередными вопросами будут — Вади Барада и Восточная Гута, а так же соблюдение режима прекращения огня. Сирийцы наверняка будут требовать сдачи тяжелого вооружения и размежевания с «Ан-Нусрой». Боевики скорее всего будут настаивать на необходимости предварительного прекращения боевых действий до заключения конкретных соглашений. Так же будут обсуждаться вопросы обмена пленными, освобождения заключенных в сирийских тюрьмах, общее размежевание «умеренных» и «неумеренных», обеспечение гуманитарных потребностей гражданских лиц в зонах ведения активных боевых действий. Глобальных договоренностей о послевоенном урегулировании не ожидается.


Делегации Сирии и Ирана.



Представитель ООН.


Представители боевиков.

Что из этого получится, увидим в ближайшие дни.