Часть 1 


Значимость Откровения Иоанна Богослова и подход к толкованию его главы о двух зверях

Всякому непредвзятому православному христианину должно быть очевидно, что последние времена настали – и настали не в обобщенно-иносказательном значении (как всё новозаветное время), но именно в своей прикладной буквальности. Об их наступлении свидетельствуют и многие святые и подвижники последних десятилетий (чего стоят только преподобный ПаисийСвятогорец и старец Николай Псково-Езерский), и наступления ряда обстоятельств, которые еще 100 и, тем более, 400, 600 лет назад (когда светопреставления ожидали даже высокодуховные лица) были просто немыслимы.

А поскольку времена сии настали, то настало время и ясного понимания Откровения Иоанна Богослова, которое ведь для этого времени сугубо и писалось – писалось для людей этих времен, чтобы помочь им духовно выжить при воцарении вселенского лукавства, чтобы они попросту могли это лукавство распознать и устоять. Сам факт включения Святым Духом текста Откровения в Новый Завет свидетельствует о том, что его евангельско-апостольско-святоотеческого учения, вполне пригодного для спасения во все времена Церкви, в последнее время становится недостаточно для спасения в силу этого невероятного лукавства.

Что характерно, именно сейчас, как никогда, из среды теплохладных христиан (по одному имени), включая и множество священнослужителей, происходит насаждение недоверия к Апокалипсису, попытка представить его чем-то мистически-неопределенным (myst – лат. туман) или даже сомнительным, а отсюда – опасным для изучения и осмысления или, по крайней мере, ненужным для спасения. Но об этой среде теплохладного «христианства» последних времен, которое часто ныне называется «либеральное крыло», «европравославие», «православие-лайт», модернисты, в самом-то Откровении предусмотрительно и сказано с обличением и даже обобщено понятием Лаодикийской церкви (Откр.3:14-22): «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим.4:1-2); «знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.Ибо люди будут…имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим.3:1-5). Собственно, главное лукавство последнего времени перед Вторым Пришествием Христа, из-за которого и дается сугубое божественное откровение о нем через апостолов, и заключается в отступлении от истинных христианских веры и благочестия с сохранением вида благочестия и со смешением добра со злом тех, кто призван быть их светильником, – верующих мирян и особенно священства и первосвященства. В этом и заключается сердцевина всей тайны беззакония (2 Фес.2,7), ведущей к царству Антихриста. Потому-то особенно рьяно, порой яростно, и выступают они (вплоть до архиереев) против внимания к Откровению – ибо оно обличает их теплохладность (Откр.3:16) и «дружбу с миром – вражду против Бога» (Иак.4:4), за которой стоит дружба с «князем мiра сего» (Ин.12:31).

Напротив, нынешним православным христианам, стремящимся оказаться в Филадельфийской церкви последних времен (Откр.3:7-13) и называемым либеральными представителями церкви Лаодикийской «фундаменталистами», «радикалами», «зелотами», «фанатиками», следует с особым усердием отнестись к изучению Откровения Иоанна Богослова и его церковным толкованиям. Безусловно, нельзя забывать и о том, что в церковной среде (и особенно русской церковной среде) всегда существует угроза «искушения справа» – ревности не по разуму, с истерикой, разгорячением, утратой рассудительности, ведущими к умопомрачению, невменяемости и расколу. И дьявол именно в подобных исторических условиях особенно стремится использовать это искушение, разжечь страсти – и не только для того, чтобы погубить конкретных неистовствующих людей, но и, скажем по-современному, дискредитировать ревнительство, безкомпромиссность в вере, здоровое ортодоксальное охранительство и бдительность усилиями теплохладных и озабоченных материальным, беспечных либералов в церковной среде (ее пятой колонны) и за ее пределами.

Очень важно отметить, что понимание и приложение пророчеств Откровения к событиям последних времен не должно быть гадательным, двусмысленным и многословным. Безусловно, в словах Откровения, как и всего Священного Писания, обычно кроется целый ряд значений – буквальных, пророческих (причем пророческих буквально и иносказательно, в отношении к одним и другим эпохам одновременно) и самых важных – духовно-психологических законов. Однако последние пронизывают как единое целое всю Библию и имеют вневременный смысл для всего человечества, а вот пророческие значения относятся к конкретным временам и событиям. Поэтому простота и ясность должны лежать в толковании Апокалипсиса: ибо и давался он не для того, чтобы смутить и ввести в замешательства христиан последних времен, а, напротив, – для того, чтобы прояснить их умственный взор и утвердить.

Не побоюсь сказать, что именно тринадцатая глава Откровения располагается в его центре. Почему? Другие главы преимущественно предвозвещают нам те или иные грозные события, – катастрофы, наказания, временное торжество зла и конечное торжество добра, – позволяя нам понять смысл происходящего. Тринадцатая же глава дает нам непосредственное описание обольщения и порабощения дьявольскими силами человечества, а значит – ключ не только к пониманию происходящего, но и к сопротивлению злу в нем. А раз ключ – то и призыв и завет! Заметим, что истолкование тринадцатой главы облегчается и тем, что в отличие от ряда других относится она не к определенной части человечества, а ко всему человечеству вообще, ибо и рассматривает установление царства зла над всем человечеством (за пределами Церкви), а не какими-либо его частями.

В данной статье мы и остановимся на рассмотрении двух зверей из тринадцатой главы Апокалипсиса, следуя за которыми человечество придет в поклонение дракону-дьяволу (Откр.13:3). Дабы не превращать статью в глубокое академическое исследование, не станем в ней изобиловать ссылками на авторитетных толкователей: сама статья не притязает на некие сенсационные открытия и строго основывается на духе и букве церковных толкований, острота и насущность которых, впрочем, жутко недооценивается. Однако целостное применение этих церковных толкований к прошедшим и происходящим событиям является в Церкви делом незавершенным и предельно злободневным. Вклад в него мы и попытаемся сделать, внимательно проследив каждое слово тринадцатой главы Откровения.

Для полноценного распознания природы двух зверей Апокалипсиса методологически важно изначально уразуметь две существенные особенности духовной природы мироздания (христианской онтологии), сообщаемые ему сотворившим его Словом.Первой особенностью является его целостность. Она означает, в частности, что никакое явление не происходит отчужденно от всего бытия в целом – безпричинно и без последствий. А посему и понимать каждое явление нужно не абстрактно, самом в себе, но через созерцание проявляемой в нем сущности и через нее – тех основополагающих событий и образований бытия, которые в нем выражаются. В данном случае, в зверях нужно не просто искать-гадать отдельное существо, а усматривать целый духовный пласт (в котором представлен дух), соединяющийся в единый общественный организм.

Второй же особенностью является олицетворенность всякой сущности и стремление всякого духовного события и образования к олицетворению. Миром правит не стихийная объективность безличных сил, но свободная божественная или богообразная воля и выражающий себя в ней разум. Как известно, за каждой силой, совокупность которых составляет жизнь бытия, стоит соответствующее лицо: Бог-Троица, ангельские чины, падшие ангельские чины, люди. А посему и за каждым явлением в целостности того или иного духовного пласта необходимо определить лицо, которое за ним стоит – причем как промежуточное (разного уровня промежуточности, в том числе коллективное), получившее в распоряжение силу этого духовного пласта, так и конечное, из которого она исходит и на котором сходится.

Взяв на вооружение два данных закона мироздания и его познания, мы видим в двух зверях одновременно и целостные духовные пласты-организмы (говоря современным языком – системы), их коллективные олицетворения (государства и определенные иные сообщества) и, наконец, их олицетворения конечные – личности.

Зверь из моря

Первый зверь, «выходящий из моря»(Откр.13:1), сам по себе не составляет большой загадки для узнавания, поскольку его определение имеет многовековое согласие святых до буквальности. Зверь сей – Антихрист, который венчает собой всемiрноеантихристово царство, представленное как в антихристовых слугах («государственном аппарате») и подданных, так и в опекаемых и исполняемых ими установлениях антихристойдержавы («институционально-нормативной базе») и их устойчивом исполнении («государственной политике и общественной жизни»).Заметим особо, что – именно сам Антихрист и всемiрноеантихристово царство, а не отвлеченный дух антихриста (как пытаются убедить всех «борцы с апокалиптическими настроениями» – то есть, с усердным вниманием к Откровению Святого Духа), который пребывал в мiре уже при апостоле Иоанне Богослове (1 Ин.4:3).

При этом, конечно, важно обратить внимание на подробные черты этого «зверяморского». Более точному его описанию помогает его же портрет с несколько сдвинутого ракурса в седьмой главе книги пророка Даниила и семнадцатой главе самого же Апокалипсиса. «Зверь морской» как антихристово царство суть светское государство и, более того, основано на преемственности и союзе языческих государств конкретных исторических народов из разных эпох. Звериный образ Антихриста и его царства означает ничто иное, как звероподобноегосподство в них страстей, полное подчинение ума самодержавию чувств и желаний – лишенность духа и проявляемого им разума.

Само антихристово царство зреет в каждом языческом государстве (в головах и рогах зверя) и как магнитная сила влечет каждое языческое государство к соединению в едином всечеловеческом языческом сверхгосударстве. А сам Антихрист и его нечестивое правление лишь увенчивают в завершении данный процесс развития и соединения языческих государств, которому соответствует одновременное усугубление в них язычества – то есть, греха или «исполнения меры беззаконий»(Дан.8:23). Причем осуществляется это под видом свободы и человеколюбия (гуманизма) как божественных качеств и высших христианских добродетелей (богоподобия), что и составляет в этих беззакониях «тайну»(«будете как боги»),совершение которой связано со взятием от мiра Удерживающего (2 Фес.2:7) – то есть, Святого Духа, пресекающего благодатью злое произволение изнутри человека, и богоблагодатного государства и его государей, пресекающих под водительством той же благодати Святого Духа злое произволение извне человека. Звериные вожделения земных благ и рабское удовлетворение плотских желаний, собственно, и двигают языческие государства соответствующих граждан к соединению во всемiрном царстве мнимого комфорта, а в конечной антихристовой стадии – в царстве безумного, абсолютного господства этих вожделений и удовлетворений, дошедших до противоестественных извращений.

Увенчивание антихристовым царством развития языческих государств и языческой государственности ясно видно в изменении образа «зверя морского» от книги Даниила к Откровению Иоанна: если в первой (Дан.7:3-7, 17-20) «четыре царя (царства) от земли» (то есть, земные, не священные, не богоблагодатные) являются в виде «четырех зверей от моря» (льва, медведя, барса и рогатого железного чудовища), то во втором (Откр.13:2) они предстают уже в лице единого зверя с медвежьими ногами, львиной пастью и повадками барса – то есть, могущественного грубой силой, хищной кровожадностью и одновременно хитростью и заговорщическим коварством («мягкой силой»). Однако само по себе грубое могущество этой триединой четвертой безбожной державы традиционно не устояло бы, если бы не «сила, престол и великая власть от дракона-дьявола» (Откр.13:2) как «князя мiра сего» (Ин.16:11). А получит эту власть уже непосредственно лично сам Антихрист, «сын беззакония» (Пс.88:23) – то есть, развития греха и порока внутри предантихристовых государств за все эпохи – от сатаны, который вдохнет свой дух в это исчадие оскверненной земли (в Антихриста и в весь как бы содержащийся в нем через антихристову сверхдержаву-антицерковь род вероотступнического человечества), кощунственно совершая «пересотворение», «генетическую модификацию» человека.

Выход этого зверя из моря означает происхождение этих языческих государств и конечной державы Антихриста из житейской суеты, из основанной на ней суетной, бурлящей и многомятежной человеческой воли и, наконец, из столкновения этих воль – как между отдельными гражданами государства, так и между самими государствами. Точно названное Т.Гоббсом и Дж.Локком «войной всех против всех», это столкновение и ведет к его разрешению в последнем, антихристовом «общественном договоре» ради «мира и безопасности»(1 Фес.5:3) без Бога и не в Боге.

В политическом плане исполнение этого пророчества связано с установлением путем мятежных революций (организованных путем обмана пустыми лозунгами и бунтарскими призывами людей в условиях их духовной расслабленности через житейскую суету) такого же мятежного демократического строя (в особенности парламентских республик), в котором демократическо-политические волны неизменно выносят наверх как пену многоголового и многорогатого зверя – олигархию. Именно из этих рогов и пробираются наверх, исторгая с корнями конкурентов (Дан.7:8), наиболее горделивые и бессовестные негодяи, эталоном которых будет сам Антихрист. Демократическая власть от человеков, побеждающая монархическую власть от Бога (и не только в государстве), и есть «тайна беззакония», совершающаяся при «взятии Удерживающего». Как мы видим, данное пророчество было в XVII-XX веках полностью исполнено на Западе и на наших глазах путем «цветных революций» и «религиозно-этнических весен» под руководством того же Запада (его олигархии) совершается во всем остальном человечестве. Впрочем, не безвозвратно для каждого отдельного народа, в особенности – русского.

Семь голов и десять рогов зверя означают ничто иное, как семь основных богохульных страстей (противостоящих семи добродетелям, дарам Святого Духа), поражающих душинасмерть рогатыми остриями десяти родов грехов, соответствующих нарушению с надменной кичливостью (диадемами)десяти божественных заповедей. Эти страсти и грехи преобладают в предантихристовых языческих государствах и поглотят собою все мысли, чувства и желания людей в антихристовой державе.

Однако самим же Богословом в другой главе Откровения указывается, что семь голов изображаютодновременно с «семью горами, на которых сидит блудница» (семью страстями, произрастающих из гордости), и «семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть, и зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр.17:9-11). А десять голов с диадемами также «суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час; они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю» (Откр.17:12-13). Под «царями», безусловно, подразумеваются государства, число которых неслучайно: они числом своим прообразуют главные орудия Антихриста и его сатанинского духа – те самые страсти и грехи.

Конкретный перечень десяти государств и их правителей, которые едины мыслями и передадут свою власть Антихристу, пока определить сложно, поскольку образуются они в результате Третьей мiровой войны (Армагеддона). Но очевидно, что они должны охватить собой под игом антихристова царства народы от всех родов земных: «четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее»(Дан.7:23).

Собственно, разумно предположить, что три зверя и выражают в себе все три Ноевы племени: лев – семитское, медведь – иафетово, четырехголовый барс (леопард) – хамово. Их последовательно-совместное появление (Дан.7:4-6)означает возвышение и преобладание одного среди других: а) семитских  Ассирийской, Вавилонской, Мидийской, Персидской империй во главе с царством Израильским (лучшим из языческих, богоизбранным) – льва с орлиными крыльями (возвышенностью и водительством Богом), утраченными в результате смешения с язычниками (получением сердца человеческого); б) трех языческих (клыкастых) империй иафетидов из трех европейских эпох – греко-романской (античной), германской (средневековой) и британской (новоевропейской); и, наконец, в) четырех хамовых империй – Монгольской,Османской, нынешними Китайской, и, наконец, смешанной с иудеями Хазарской, восстановленной в смешении с африканскими хамитами, а также хамитами по духу из всех народов в лице США. Последняя означает уже переход от третьего барсова царства к соединяющему в себе все звериные державы железному царству Антихриста. Причем именно Хаму (барсу) по своим внутренним качествам будет подобен сам слуга дьявола – Антихрист и его царство (Откр.13:2).

Как мы узнаем из книги пророка Даниила, ядром антихристова царства будут три из этих десяти государств (по-видимому, ближневосточных), которые сольются в одно государство (очевидно, обновленный Израиль), и которому как вассалы присягнут семь остальных (Дан.7:8,24; Откр.17:12-13). Что касается семи предантихристовых голов-царств, из которых как рога и вырастут указанные десять антихристовых либерально-социалистических республик (царями в которых, само собой, как и положено беззаконным демократическим государствам, будут олигархические выдвиженцы-самозванцы) и через них – восьмая голова, в которой сойдутся семь предыдущих и которой и будет всемiрная держава самодержца-самозванца Антихриста. Как сказано выше (на основании семнадцатой главы Апокалипсиса), это – пять уже ушедших в историю великих языческих империй (Ассирийская, Вавилонская, Мидийская, Персидская, Греческая), одна современная апостолу Иоанну (римская), а последняя, седьмая – языческая империя наших дней, и притом – весьма особенная. Особенность эта заключается, во-первых, в том, что история ее будет весьма скоротечна (Откр.17:10,12), во-вторых, в том, что она как бы будет смертельно ранена и исцелится от смертельной раны (Откр.13:3,17:8) и, наконец, в-третьих, по «исцелении» перерастет в восьмую империю (голову), которая одновременно поглотит и шесть предыдущих. В ней и в лице ее правителя Антихриста, собственно, и воплотится сам семиглавый зверь, и вскоре пойдет в окончательную погибель (Откр.17:11).

Шестая голова– это языческая Римская Империя, включающая также и ее ренессансную форму – «Священную империю германской нации» или объединенную под властью германского императора католическую Европу. Седьмая же голова, очевидно, – собранный на ее остаткахиз множества воюющих между собой национальных государствантихристианский республиканский либеральный Евросоюз (после антимонархических революций и ужасной войны с нацистским альянсом), вновь распадающийся (смертельно заболевающий) на эти самые государства, а потом «чудом (к всеобщему удивлению) исцеляющийся». Параллельно и из самой седьмой вырастает и восьмая голова – США, которая одновременно является, по сути, самой развитой седьмой головой, – смешавшим народы и расы западноевропейским государством, которое, однако, уже поглотив собою политически объединенные западноевропейские государства Евросоюза (восточные лишь оккупированы им) – седьмую главу – поглощает и все другие языческие государства мира методом (по подобию барсовому) лукаво-насильственной «глобализации», соединяя в себе земли всех предыдущих империй, из числа которых она и состоит (Откр.17:11). Ей как отродию седьмой также предстоит «умереть» («смертельно заболеть»), чтобы потом «чудесно воскреснуть» («исцелиться») и вместе со своей «воскресшей» заморской ипостасью и всеми ее колониями составить последнее царство Антихриста. Как видим, седьмая-восьмая голова различается от шестой, а не является ее «исцеленной» формой. Это обозначает, что либерально-глобализационный революционно-демократический Евросоюз-США будет уже не собственно Римской (хоть и подобной ей) империей, но иной – иудейско-хазарской, в которой даже «титульно-элитные» германо-романские нации будут лишь ее материалом.

Таким образом, языческие народы от всех человеческих родов (три зверя) проходят ряд исторических имперских эпох (семь голов) и на исходе последней, переходящей в восьмую глобальную державу (восьмую главу) и проходя в ней через лукавую республиканско-демократическую стадию, на и в рамках которой языческие государства сливаются в единое новое вавилонское смешение-столпотворение (котел народов) с общим преобладанием в нем свойств потомства Хамова (барса), к неприкрытой тоталитарно-тираническо-террористической конечной форме. Восьмая империя в своей последней стадии будет жестокой и ужасной, состоять из «большой десятки» штатов-республик, а после слияния трех – опять же из восьми с преобладанием одной (подобно нынешнему положению), в которую оставшиеся семь «демократично» и вольются. А завершится этот уходящий в глубину веков процесс, представляющий собой внешнюю, политическую сторону совершения «тайны беззакония», в самом Антихристе – венце и олицетворении четвертого зверя, седьмой головы и десятого рога.

Следует заметить, что «исцеленная смертельная рана седьмой головы, удивившая этим всю землю» (Откр.13:3), – многообразна, не ограничиваясь гибелью и возрождением неоязыческой Романо-германской и Хазарско-иудейской империей. В этой метаморфозе седьмой-восьмой головы (малом круге) пройдет свой путь (большой круг) и весь зверь, который «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится»(Откр.17:8). Поскольку зверь этот заключает в себе не только антихристову державу, но и все предшествующие и подобные ему языческие государства, то его исчезновение (смертельная рана) связано с крушением языческой государственности и с торжеством христианской Церкви в симфонии с христианской государственностью в первые века Церкви, олицетворенной соборным Воздвижением Креста Господня святыми Императором и Патриархом в Иерусалиме; неожиданное появление зверя вновь (исцеление) – возрождение языческой государственности с попранием Церкви и христианской государственности в симфонии с Ней; а его окончательная гибель – поражение вначале ожидаемым предтечей-воскрешением православной державности, а затем и Вторым Христовым Пришествием.

Но этой метаморфозой зверя изображается и судьба самого Антихриста как главы этого зверя и одновременно самого зверя (ибо антихристова держава суть как бы антихристово тело): лицедейно подражая во внешнем Христу, он, как известно, искусно устроит свою мнимую смерть и мнимое тридневное воскресение, окончательно приведя к поклонению себе большинство человечества во главе с нерадивыми и вольнодумными «христианами» и среди них фарисействующими архиереями, которые вместе с ветхозаветными, иудейскими фарисеями «опознают» в нем «Мессию». Через обольщение «исцеленным» зверем (ведь и нынешние обновленцы из православных христиан во главе со священнослужителями упорно называют Европу христианской – и не только XI, но и XX-XXI веков), «удивившаяся земля, следя за зверем, и поклонится самому дракону-дьяволу, давшему власть зверю», и вслед за тем и самому зверю-антихристу с его державой, с которой якобы «никто не может сразиться» (Откр.13:3-4,8). Более того, этому зверю, имеющему власть и силу «князя мира сего», удастся, в конце концов, политически победить и поработить и последние христианские государства, не покорив только избранных «отщепенцев» (Откр.13:7-8; Дан.7:21), и сохранить эту власть вплоть до самого поражения Христовым духовным мечом и пленения во время Второго Пришествия Христова (Откр.13:10; Дан.7:11) – то есть, до светопреставления с началом вечного Царства Божьего (Дан.7:18,22,27).

Наконец, в этой судьбе языческой государственности, антихриста и его державы-антицеркви отражается и вселенская история падения самого Денницы-сатаны и его бесовского собора, поскольку духовная война на земле является отражением и повторением духовной брани на небе: будучи поражен Распятием и Воскресением Христовым, дьявол, проклятьем заклейменный, как зверь из бездны оживает-восстает в ответ на призывание его словом и делом свободного в своей воле человечества в его вероотступной части, дабы быть окончательно побежденным и направленным в бездну Христом в Его Втором Пришествии.

Куницкий Дмитрий Валерьевич, публицист