Глава Ведомства по охране конституции ФРГ, т.е. немецкой контрразведки, Ханс-Георг Маасен, заявил, что у него существуют опасения о том, что российские хакеры попытаются повлиять на выборы в немецкий Бундестаг, которые, как известно, пройдут осенью этого года.

 

Примечательно, что Маасен провел здесь прямые аналогии с президентской кампанией в США, где тезис о том, что российские хакеры помогли Дональду Трампу выиграть выборы, стал в главным оправданием для проигравшей демократической администрации, причем, в первую очередь в лице действующего президента США Барака Обамы.

Другой вопрос, что в США работает двупартийная система, где исход выборов зависит от мельчайших нюансов, поэтому в таких заявлениях Вашингтона можно найти какое-то логическое обоснование, но в случае Германии сентенции Маасена теряют всякий смысл.

Во-первых, большинство экспертов сходятся в том, что в этой стране сохранится, как правительство канцлера Ангелы Меркель, так и «большая коалиция» ХДС-ХСС и СДПГ.

Во-вторых, в Германии существует двупартийная система, а в Бундестаг, судя по всему, пройдут сразу семь политических партий, поэтому совершенно непонятно, на что здесь могут повлиять усилия со стороны мифических российских хакеров.

Впрочем, Маасена эти обстоятельства не смущают, и он продолжает утверждать, что ситуация, которая якобы сложилась в США, может повториться и в Германии.

Интересно, что в качестве обоснования такой позиции Маасен приводит хакерские атаки 2015 года на сайт Бундестага, а также на персональные странички немецких парламентариев, которые критически настроены по отношению к России.

Правда, Маасен отмечает, что доказательств российского участия у него нет, но, в то же время, у него «существуют серьезные опасения».

Руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что заявление связано с желанием Берлина подтвердить трансатлантистское партнерство с США.

«Здесь Маасен пытается подтвердить известную западную теорию или даже скорее гипотезу, которая никак не подкреплена фактами, что Россия не только способна, но и активно вмешивается во внутренние дела других государств, в том числе и с помощью хакерских атак», — констатирует Белов.

Так что, по словам Белова, на первом месте в таких заявлениях стоит пропаганда, которая должна подтвердить тезис, что Россия вмешивается во внутренние дела других государств и пытается оказать влияние на исход их национальных выборов.

«Это клише, которое было повторено в контексте того, что 2017 год – это год выборов в Германии, а Россия до этого якобы вмешивалась во внутренние дела главного трансатлантического партнера немцев – США. На этом основании делается «логический» вывод, что Россия вмешается и в выборные дела Германии», — заключает Белов.

По мнению Белова, единственное, что здесь удивительно, так это, что пока нет аналогичных заявлений касательно Франции, где выборы президента состоятся раньше, чем выборы Бундестага в Германии.

«Другой вопрос, что это не основанное на фактах предположение опирается на доводы, которые были изложены в так называемой «Белой книге» ФРГ, которая была принята в Берлине в середине июля 2015 года. В этом документе немецкой политики безопасности можно найти положение об угрозах кибератак со стороны России», — резюмирует Белов.

Поэтому, как считает Белов, Маасен в своем заявлении просто подтвердил положение этого базового немецкого документа по безопасности.

«Все эти заявления Маасена существуют на уровне предположений, гипотез и оценок и не нужно забывать, что деньги Ведомству по охране конституции в Германии платят за определенную работу, и эти деньги нужно оправдывать. По этой причине Ведомству нужно постоянно говорить, что есть риски, есть опасности, и с ними нужно бороться, что мы и видим на примере данного заявления по России», — заключает Белов.

Главный вопрос здесь, как утверждает Белов, заключается в том, а какое влияние Россия хотела бы оказать на исход парламентских выборов в Германии.

«Любая возможная коалиция в Германии устраивает Россию, хотя можно предположить, что в Москве больше бы хотели видеть в качестве канцлера представителя Социал-демократической партии. Это объясняется тем, что в СДПГ традиционно следуют постулатам восточной политики канцлеров Вилли Брандта и Гельмута Шмидта, но это, на самом деле, не решит никаких российских проблем», — констатирует Белов.

Социал-демократы в настоящее время входят в правительство и, как замечает Белов, также жестко выступают по главным для России вопросам в виде Сирии, Донбасса и Крыма.

«Можно, конечно, предположить, что ставка Москвы будет сделана на «Альтернативу для Германии», с которой у российской власти сложились хорошие отношения, но здесь нужно понимать, что это в первую очередь – нерукопожатная для немцев партия, с которой никто из других немецких политических сил не будет вступать в коалицию», — резюмирует Белов.

Поэтому каких-либо резонов влиять на политическую ситуацию в Германии у России на сегодня нет.

«Таким образом, это заявление сделано в канве конфронтации между Россией и Западом в поддержку той линии, которую сегодня избрал Вашингтон. К сожалению, руководители отдельных ведомств Германии, как мы видим, поддерживают такую линию, хотя она на практике носит совершенно неконструктивный характер», — заключает Белов.

Впрочем, Ведомство по охране конституции также можно понять, поскольку, как отмечает Белов, ему необходимо как-то оправдать свое финансирование.

Дмитрий Сикорский, ФБА «Экономика сегодня»