При отсутствии на момент подготовки материала итоговых официальных сообщений о причинах крушения Ту-154 МО РФ делать публикации относительно такого рода выводов, как минимум, некорректно. Однако в связи с появлением в отдельных СМИ, да и в комментариях определённых читателей «Военного обозрения» материалов, в которых «уже всё решено», причём решено даже до окончательной расшифровки информации главного бортового самописца, тему всё же стоит рассмотреть до выводов работающей комиссии. Важно: без каких-либо претензий на то, что публикация ставит своей целью донести какую-то единственно «правильную» точку зрения.
Что обратило на себя внимание: если так можно выразиться, хор голосов, заявляющий нечто в стиле «если это не теракт, тогда что?» Причём вопрос ставится так, что сами же вопрошающие пытаются на него и ответить: мол, ну всё же ясно как божий день – спецслужбы «не досмотрели», кто-то пронёс на борт «адскую машинку», а затем привёл в действие. Мол, терактом и только терактом можно объяснить тот факт, что опытные лётчики (а лётчики действительно были опытными) не успели сообщить диспетчеру о нештатной ситуации на борту. Мол, посла в Анкаре застрелили, самолёт, вылетевший из Шарм-эль-Шейха в прошлом году, взорвали, российские войска в Сирии действуют – а потому, «конечно, теракт» — вот же «доказательства»… Нам, как бы, «все мстят за всё». И, как бы, спецслужбы в России «дырка на дырке» — любой террорист может себе позволить взорвать всё, что угодно – хоть борт МО РФ, хоть само МО РФ, если, захочет…
Итак, таинственные террористы, которые в кои-то веки не берут на себя ответственности за «теракт», судя по публикациям отдельных персон, решили не искать себе лёгких путей. «Дали» самолёту не просто взлететь с аэродрома Чкаловский и подняться в небо, но и долететь до места дозаправки. Терпение, совсем не характерное для террористов дня сегодняшнего…
Если же «адскую машинку», как считают «уже знающие причины крушения эксперты», подкладывали (передавали в качестве «посылки» в «Хмеймим») в Сочи, то, уж простите за сарказм не к месту, «таинственные террористы», видимо, ещё и проконсультировались с предсказателями будущего, ибо только они изначально могли знать, что самолёт будет дозаправляться не в Моздоке, а в Сочи.
Теперь – очень важно! Следственная группа вовсе не отвергает версию о возможности террористического акта. О нулевой вероятности теракта не говорит сейчас никто. Повторю: никто! Представители следственной группы, позицию которой выразил министр транспорта Максим Соколов, рассматривают и её (версию теракта), но только на данный момент она не в числе приоритетных. Причём, вполне возможно, по тем самым причинам, которые указаны выше. Хотя неприоритетная версия – тоже версия, и отметать её никто не собирается.
Главный довод тех, кто помимо версии о террористическом акте и идее о «тотальной вендетте против России», не готов видеть ничего вокруг, примерно следующий: «это был самолёт министерства обороны, им управляли опытнейшие лётчики, дозаправку совершали не менее опытные сотрудники Сочинского аэропорта, делаем выводы…»
Откровенно говоря, сложно себе представить то, чтобы подобные авиарейсы осуществлял неопытный экипаж. И одновременно трудно найти в печальной истории авиакатастроф последних нескольких лет массовую статистику, говорящую о том, что самолёты падали в результате именно неопытности экипажа. Случаи, безусловно, были, но они по-настоящему единичны. Как уже было сказано: никаких попыток притянуть за уши причины – только факты. А факт в том, что авиакатастрофы, к величайшему сожалению, случаются даже тогда, когда самолётом управляют мастера пилотирования с огромным опытом такового, а дозаправку совершают мастера технического обслуживания с не менее огромным опытом.
Об опыте экипажа Ту-154 говорит то, что командир воздушного судна майор Роман Волков имел за плечами более 3 тыс. часов налёта, и то, что штурман – подполковник Александр Петухов — в 2011 году приложил в составе другого экипажа все усилия, чтобы посадить небезызвестный «танцующий» Ту-154. Стоит напомнить, что тогда у взлетевшего с аэродрома Чкаловский авиалайнера появился существенный крен вправо. Самолёт выровняли, набрали высоту, но он стал заваливаться уже в левосторонний крен. Александр Петухов дал рекомендацию командиру экипажа выполнить посадку с обратным курсом. Но тогда шёл интенсивный радиообмен с диспетчерами. А тут – в эфире тишина. Полная тишина… Мог ли экипаж в последние роковые секунды полёта говорить, выполнять какие-то действия? Если да, то почему диспетчер не уловил ни слова, ни шума, ни вероятных криков об опасности? Если мог и молчал – ещё больше вопросов. Вплоть до вопроса о реальном внезапном отказе систем связи, что, конечно, оспаривают те, кто проводил техническое обслуживание борта Минобороны. Было ли время выходить на «внешнюю» связь — отдельный вопрос.
Безусловно, молчание экипажа Ту-154 МО РФ может добавлять конспирологии, но история авиации знает подобные трагические истории — без «руки террористов » и без иных «тёмных сил» — со вполне физически объяснимыми причинами. Одна из таких катастроф произошла в ночь с 7 на 8 июля далёкого уже 1980 года в Алма-Ате. Тогда самолёт «Аэрофлота» выполнял рейс в Симферополь со 156 пассажирами и 10 членами экипажа на борту. Если сегодня говорят о «старости» самолёта, упавшего в Чёрное море – 33 года, то тот борт был новейшими – всего год эксплуатации. Командир воздушного судна – 46-летний Алексей Кулагин имел богатый опыт пилотирования – почти 2,7 тыс. часов налёта. О терроризме и угонах лайнеров тогда знали, разве что, из телепрограммы «Международная панорама»…
Из сводки, опубликованной после тщательно проведённого расследования:
Если бы та катастрофа произошла в нашу эпоху – эпоху Интернета, то, конечно же, штатные конспирологи уже на следующие сутки после аварии выдали бы тонну материалов из серии: «от нас по любому что-то скрывают, и что по любому была бомба, или же лётчики сознательно повели самолёт по смертельной траектории, ничего не сообщая диспетчеру».
Вывод в этой ситуации только один и он, уж простите, банален донельзя: можно выдвигать сколько угодно «конспирологических» версий, но когда о разбеге и взлёте, о показаниях приборов, работе средств связи, о переговорах экипажа Ту-154 пока неизвестно фактически ничего, то реальный вывод о причинах крушения может совсем не совпасть с суждениями лиц, самостоятельно записавшихся в группу искателей «таинственного следа».
Использованы фотографии: russianplanes.net/Светлана Балаева
Если это был терракт — значит террористы отрастили слишком длинные руки, если смогли устроить взрыв на борту военного самолета, состоявшего в особой эскадрилье, обслуживаемого специалистами из особой структуры. Ну и остальные аттрибуты, сопутствующие именно этому рейсу, то что перечислялось (незапланированная посадка, отсутствие заходов лишних людей в салон и т.д.)
2-й самописец нашли в хорошем состоянии. 18 тел и 230 (!) фрагментов тел. Сильно самолёт на части разобрало.
По версии — ошибка лётчиков:
Мой отец говорил: большинство аварий автомобилей происходит, когда стаж водителя больше 3-х лет. То внимание и настороженность, пока человек учится на шофёра, привыкает к вождению проходит. Ему на смену приходит ощущение комфорта, уверенности: мягкие кресла, лёгкая музычка, ветерок в приоткрытую форточку, смена пеёзажей за окном автомобиля. А опыта — ещё нет. В результате — авария (сам влип примерно так, будучи уже со стажем несколько лет в гололёд на перекрестке — к счастью несильно). У водителей с большим стажем — аварии уже достаточно редки.
Лётчики на Ту-154 были опытными. О большом расслаблении, как я нарисовал речи конечно нет, тут скорей другая ситуация:
Возвращаясь к автомобилю: одно дело, когда ты автолюбитель, ездишь на небольшие расстояния, по городу, на природу — это удовольствие. Но быть водителем-профессионалом — это тяжелый труд. Надо и не надо, ночью, не спавши, уставши, хочешь, не хочешь. Усталость — накапливается. Ездил ночью на большие расстояния — опасно — держишь руль как зомби, мозг на ходу с открытыми глазами засыпает. В таких случаях лучше ненадолго остановиться, расслабиться на 10 минут, а потом выйти из машины и наоборот взбодриться — и на ближайшие полчаса снова как огурчик.
У летчиков этого рейса: вылет в ночь. В иллюминаторах ничерта не видно, только приборы светятся в полутьме. Расслабиться на 10 минут нет возможности — самолёт в воздухе не остановишь. В отличие от автомобиля самолётом управляют несколько человек. Экипаж конечно слётанный, однако ошибка могла быть. Я не знаю, как делится работа пилотов на Ту-154, но если вдруг один отвечает за закрылки, а второй за другие органы управления — могли получиться накладки. Тем более такие случаи бывали. Вплоть до такого: поручив автопилоту набор высоты, лётчики обычно расслабляются, в это время они могут попить кофе, вздремнуть, погулять. И один случая был такой, что лётчики расслабились конкретно — все трое. Уснули, а самолёт на автопилоте выбрал весь потолок (кажется тоже Ту-154 и пассажирский), это около 13 000 метров, а после этого свалился в плоский штопор. Ну и как результат — разбился.
Объявление о причинах аварии явно затягивают. 10 суток — и 30 суток на расследование Это многовато.
Да вы то откуда знаете, что многовато, а что нет?!
ВЫ уж извините, но такие «специалисты» и создают никому не нужную стерию.((
Это не МH-17. Трагедия внутри страны. И всем очень нужен этот ответ. Комиссия понимает, что тянуть нельзя. А внешних причин для затягивания на пару лет нет.
Впрочем, частичный ответ уже дали. Так что всё вполне нормально.
На прямой конференции по причинам гибели были заданы два прямых вопроса.
Комиссии пришлось признать что радиообмен про закрылки был.
Так что, похоже — пилоты виноваты.