Вот уже три года я живу в эмиграции вне Украины, радуясь сибирским красотам и наслаждаясь развитой инфраструктурой города Новосибирска. В какой-то степени мне даже «повезло», хотя лучше бы я имел стабильный крепкий корень идентичности.
Судьба мне подарила возможность прожить 25 лет на Юго-Востоке Украины в курортном русском и русскоязычном городе Бердянск. А еще полгода на Западной Украине, в украиномовной Черновицкой области, где я собственно и застал майдан, и как следствие вынужден был ретироваться с Западной Украины обратно в русскоязычный, но почему-то, в более русофобский Запорожский край (по состоянию на май 2014 года). Майдан у меня «забрал» русских родственников, одноклассников, однокурсников и многих соседей, и это при том, что часть родственников и знакомых, это прямые выходцы из РСФСР, а некоторые даже из новой РФ.
Однако не стоит отбеливать Западную Украину. Там стабильно большинство и прогнозируемо поддерживало майдан и начавшееся АТО за исключением молдаван, румын и русскоязычной островковой интеллигенции в Черновцах. Всё-таки Буковина, далеко не Галичина. Итого, за 4 неполных года, я прожил с людьми, которые открестились от своей русскости, кто 200 лет назад, а кто в последние 20 лет. Плюс я могу общаться с теми русскими, кто живет в Сибири, а многие из них имеют малороссийские (украинские) фамилии на – ко. Впрочем, события на Украине последних 10 лет показали, что фамилия, образование и национальность не имеет значение, майдан скосил почти добрую половину населения, даже тех, кто в далеком 2004 году, гонял меня студента по парку моего города, за оранжевую ленточку.
Те, кто знает меня давно в сети по моим публикациям, возможно, помнит мою статью самую первую в 2012 году, — «Исповедь русского оранжиста. Покаяние и отречение от либерализма». Уже тогда мне пришлось писать анонимно, т.к. при якобы «пророссийском» Януковиче, на Украине преследовали за публичные пророссийские выступления и публикации. Ведь Янукович и его команда открыто шли в Европу, наплевав на свой электорат и предвыборные обещания. Благодаря тому, что я заразился майданной болезнью в 2004 году на первом курсе универа, и излечившись в 2010 (кому интересно как я излечился и почему, читайте статью-покаяние), мне удавалось «погружаться» в сознание майданного общества и там их атаковать.
Я не только обеспечил себе прививку от Евромайдана, но и участвовал в информационном подавлении майдана на Болотной в Москве. Однако ничего не смог сделать в настоящей информационной бойне Запада на Украине в 2013-2014 году. Хотя за этот период напечатал десятки публикаций и видеороликов, последние опирались на так называемое «клиповое мышление», т.к. майданутые мало читают книг в не рамок образовательной программы. Или если являются образованными, то тенденциозно относятся к традиционным политологическим статьям-размышлениям на альтернативные темы. Вот пример, одного и из таких роликов:
Однако процессы в украинском обществе были настолько запущены, что переломить ситуацию лишь одной контрпропагандой в рамках блогерства, уже было невозможно. Поэтому после «перемоги» майдана-2014, я решил посвятить время изучению феномена ассимиляции 8 млн этнических русских и 15 млн русскоязычных украинцев на Украине. Благо многое можно было писать прямо с себя в юности, родителей и знакомых.
Ирония в том, что мои родители голосовали на референдуме за сохранение СССР, а теперь стали патриотами Украины. Хотя все 90-е и до начала 2000-х годов, были всегда пророссийскими. В частности вся моя семья переживала сидя у телевизора, за события в Будёновске 1995 года, и даже населенного пункта Чабан-Махи в Дагестане 1999 года, когда банда Хаттаба вышла за пределы Ичекрии.
Но конкретно моих родственников на рубеже 2003-2004 годов, в идеологическом плане подкосило предпринимательство. Всем известно, что бизнес является проводником либеральных идей. Однако, когда у своего народа есть своя страна и Правительство, а титульная нация, это допустим русские (хотя многим в России кажется сегодня это недостаточным), то русскому бизнесмену нет смысла несознательно или сознательно высказывать благодарность Правительству за рыночные механизмы и реализацию самого себя, путем уважения к главенствующей идентичности страны проживания.
Иными словами, не нужно записываться в ту национальность, чтобы получить либо более конформистские условия, либо защитить свое частное дело, от посягательства прошлого, например типа России, которая в памяти осталась советской или криминальной по сериалам России. Здесь очень важный момент истины наступает, которые не совсем многие понимают русские в России. Часто граждане РФ в споре апеллируют к опыту российской диаспоры, которые например, вынуждены были оставить свою Родину в 1917 году, но при этом сохранили свою Веру, язык и идентичность. Это действительно справедливое замечание россиян-русских, которые остались в Большом осколке СССР. Но есть один важный момент, и даже два.
Во-первых, на Украине съехали целыми регионами, городами и улицами. Во-вторых, «приехали» вроде бы к «дружественной» славянской культуре, которая известна своим гостеприимством, набожностью и тягой к праздности: танцы, пляски и песни. В сочетании с кризисом советской идентичности и индустриальности (индустриальный менталитет, это иммунитет от свидомости) в 1991 году, отсутствием радикальной другой культуры ( например таджикской, когда славянское население от туда в 1992-1996 годах спасалось бегством ) и наличием мягкой политики Киева, в отличии от той же Прибалтики, которые всех русских сразу назвала оккупантами, и ввела институт «неграждан», мы получили культурный морфин в виде смерти русской культуры. Предложите кому-нибудь в 2002 году создать в Харькове или в Запорожье, — Русскую общину. Вас бы подняли на смех! Ведь это всё равно, чтобы открыть русскую общину в Пскове. На улицах звучит русская речь, и лишь по телевизору украинские каналы, которые до появления интернета и дешевого спутникового ТВ, уже формируют общность «украинца».
Подумаешь, написать заявление на украинском языке в мэрию по поводу бездействия коммунальных служб, тебе всегда поможет такой же русскоязычный человек по ту сторону окна заполнить документ. В 1995 году, и даже еще в 2000 году, было невозможно представить, чтобы русскоязычный Соколов/Шевченко, будет стрелять в другого русскоязычного Соколова/Шевченко на Донбассе, а в это время галицкий украинец Грицюк, за счет родовых и торгашеских традиций, спокойно избежит массового участия в АТО, путем заработков от Польши до Португалии.
Либо за счет полу-племенных отношений, когда всё село сказало военкомату, — НЕТ!!! В результате на убой идут либо русскоязычные и русские украинцы, либо полтавско-черниговские украинцы. Иногда мне кажется, что русская идентичность в Крыму сохранилась не только благодаря культурной диффузии ЧФ России, но и наличии там крымских татар управляемых Меджлисом (запрещенный в России), которые своими нападками не давали забыть русским тамошним, что они русские.
Новосибирск. Бугринский мост через реку Обь. Построили за пару лет. В том время как на Украине, в столице Киеве, уже 20 лет не могут достроить Подольский мост через Днепр. На Украине главенствует Большой Хутор. Не до созидания.
Итак, почему наши пути разошлись 25 лет назад?
Сегодня мы не будем говорить о так называемом «родном информационном пространстве», о котором так много говорили в прошлых публикациях, а именно о постепенном выдавливании российских телеканалов с Украины в эпоху отсутствия скоростного интернета и дешевого кабельного ТВ, когда бы можно было самому себе организовать плэй-лист по интересам. Сегодня мы поговорим о мифах.
Миф первый. Москва живет, а Россия выживает. Этот миф был реальный и справедливый для России 90-х и даже начала нулевых годов. Отдельно хочу коснуться нулевых годов Украины. Фактические это период «золотого» времени незалежной Украины. Охватывает 2001-2004 года. Рост ВВП 5-6% в год, рост цен на металл и химическую промышленность. В это время цена на газ для Украины составляла 50 баксов за 1000 кубов, и тем самым вытягивались все отрасли Украины. В стране наблюдался массовый потребительский и кредитный бум. В тоже время в России завершался период Руины после Ельцина.
Почти весь первый президентский срок Путина с 2000 по 2004 год ушел на то, чтобы «собрать» Россию воедино как экономически, там и политически. Такие города как Москва и Санкт-Петербург разумеется экономически лучше стояли Украины в целом, но другие города России для граждан Украины тогда выглядели не так привлекательно. Начало 2000-х годов, это первое несознательное прощание украинцев с реальностью, они не заметили, что Россия начала меняться. Или не хотели многие замечать. Многие граждане Украины вплоть до 2014 года строили свое представление о российской армии по фильмам «ДМБ» и сериалу «Солдаты».
Реформы в армии России шли с 2000-х годов, еще более активно после 2008 года. Но на Украине общество настолько погрязло в провинциальности и хуторском мировоззрении. Что даже в русскоязычных городах на Украине, где еще в 90-е можно было почти с любым студентом у костра поговорить о квантовой физики до гиперзвуковых аппаратов, я слышал насмешки о российской армии, которые опирались на далекий сериал «ДМБ» 2000 года и сериала «солдаты». Неудивительно, что население Украины на протяжении 2014 года охотно верило, как добровольцы с майдана активно хоронили одну Псковскую дивизию ВДВ за другой.
Миф второй. И хоть Украина не Россия по Кучме. Но Россия это мы. Здесь, пожалуй, нужно объяснить. Живя в каком-нибудь спальном районе Днепропетровска, какой-нибудь Евгений Пушников, родители которого переехали с Перми под занавес 1991 года в УССР, потому, что там тепло, переключая телеканалы еще в 2011 году, попадает на сериал «Реальные пацаны». И что он видит по ящику, кроме сюжетной линии сериала? Те же спальные районы, улицы, вроде бы те же молодежные проблемы: где взять деньги, а пацаны? И всё. Ему типа всё понятно. Сериал так, чисто «поржать», выводы делает он, что у них (россиян): всё как у нас, а именно: коррупция, дураки и дороги. Короче «Рашка», а в Европе там чистота и порядок.
А кто ему расскажет, а еще лучше покажет, что в России в разы меньше низовой коррупции, ну просто на порядок меньше? Начиная от больниц и поликлиник, заканчивая постом ДПС? Кто ему расскажет за обратную сторону жизни в Европе? Когда я заканчивал обучение на Украине, мы, даже проходя так называемый «обходной лист», в кабинете у врача, приписанного к нашему вузу, бросали деньги в специальную копилку. Эта была некая спонсорская помощь, типа на канцелярию и т.п. И это было еще во времена «злого» Януковича, когда доллар стоил по 8, а зарплаты хватало не только на отопление.
А я уже молчу о бесплатном страховом медполисе для граждан в России и обслуживании в больницах. На Украине покупать нужно всё, от шприцов, до оплаты работы врача. Но до майдана и может даже сейчас, большинство граждан Украины считает, что россияне живут хорошо только за счет продажи нефти, а в остальном, за исключением зарплаты, у них так же всё как на Украине, где делается всё через одно заднее место. Они видят, к примеру, сюжет о плохой дороге в российских новостях, и полагают, что степень износа дорожного фонда в России, такая же, как на Украине. Но я, приехав в Западную Сибирь, восхищался ровными дорогами, и наличием ямам лишь раз в 400-500 метров, а в той же Южной Украине, там яма на яме, сплошные маневрирования.
Отдельного внимания поразило отопление в городе Новосибирск. На улице может быть хоть -35 по Цельсию, но в помещении будь то муниципальном, государственном или в квартире, можно ходить в шортах и майке. Порой не помогает даже скручивание радиатора и приходится открывать форточку. На Украине же, даже в благополучные времена при Януковиче, в гос. учреждениях люди могли набрасывать на себя куртки по верх одежды, либо сидели в свитерах.
Это даже не Питер, и даже не Казань, а город Екатеринбург
Но больше всего меня поразило, это когда я вынужден был работать на государство российское, дабы скорее получить российское гражданство, я работал официально дворником и убирал снег. Так вот что поразило меня, один из дворников на работу приезжал на своей личной машине. Да, она была б/у, это тойота «Калдина». Но покажите мне хоть одного дворника на Украине времён «кровавого» Януковича, который бы приезжал на работу своей машиной? Уровень оплаты коммуналки в России и цены на бензин, относительно низкие.
И таким образом «кровавый» режим Путина заставляет меня чувствовать, что я живу в Америке, о которой нам так сладко заливали в украинских телевизорах. (Правда мы знаем ,что в Америке не сладко) Позднее, когда я устроился менеджером продаж, то там так же, почти все мои коллеги были со своими авто. Я не знаю, как режим Путина в России, умудрился совместить локализацию брендовых мировых марок авто в России, и при этом не обронить рынок поддержанных японских машин с Дальнего Востока, и еще раз при этом ввести так называемый «утилизационный сбор»?
Я не экономист, и не знаю как это работает, когда в Калининграде собирают БМВ, а в Калуге Форды, и так далее по городам, но при этом рынок импортных б/у авто сокращается медленно, но играет роль на потребительском рынке. Как бы там ни было, но на примере Новосибирска, я вижу, что почти в каждой семье есть по два автомобиля. И наличие авто, скажем иномарке 5 лет отроду, не означает роскошь, как считалось на Украине во времена Януковича.
Золотой мост. Владивосток
Таким образом, предпосылками к майдану, а еще точнее к русофобии, был симбиоз как незнания реального положения экономических дел в России ( нас хотят затащить обратно в Совок и «Таёжный Союз»), так и возможно зависти. Так как я не верю, что граждане Украины, побывавшие на заработках в России до майдана, не рассказывали своим родственникам на Украине, что русские в России уже другие, давно не бегут из своей страны из-за нищеты, и могут себе позволить путешествовать несколько раз в году по курортам мира.
К сожалению, преимущественно до 2014 года, многие россияне не ценили или не ценят, своего устойчивого положения. А потом удивляются, как 70 летняя пенсионерка с Красноярска умудряется на пенсию в 20 тысяч рублей путешествовать по миру несколько раз в году!? А тут всё просто, нужно банально не сидеть на кредитной игле и не баловать себя каждый день продуктами, которые россияне в 90-е могли себе позволить только на праздник.
Но это уже другая история о заблуждениях, прежде всего самих русских России и их представлении о достаточном заработке. Такое заблуждении русским России, стоило в 2012 году чуть не начавшейся «норковой революции» на Болотной. Когда многие москвичи в морозные дни, оставляя свои дорогие иномарки на обочине, и далеко не б/у, и шли отстаивать свое достоинство на более сытную жизнь и эфемерную свободу. Они хотели «одноэтажной Америки» в России. И Собянин им подарил такое право, добавив к Москве половину Подмосковья под застройку коттеджей. Так что на протесты выходят только сытые, и точка.
В общем, за 23 года незалежности, из 8 миллионов русских на Украине, и 15 млн русскоязычных украинцев, сделали общество селюков, без государственного мышления и индустриального мировоззрения. В результате тотальной деградации, но при наличии общих типовых застроек советского типа, у многих граждан Украины сложилось ложное впечатление о состоянии дел в России, в результате, многие не поняли суть идеи Таможенного Союза, а многие русскоязычные предприниматели Украины банально полюбили проект «Украина» только потому, что власть формально подарила им рынок. Хотя такой же предприниматель, и с той же фамилией, проживал чуть восточнее. Победил местечковый патриотизм.
Вячеслав Невзоров, специально для News Front
Нет Комментариев