События последних дней в районе Пальмиры, если отбросить фанатские лозунги и кричалки со всех сторон и взглянуть на ситуацию с точки зрения рациональных подходов, демонстрируют категорическую невозможность при существующих вводных достичь военной победы.

Асад не имеет ресурсов на ведение войны — это медицинский факт. Недавно заместитель министра обороны России по тылу сообщил о том, что за год войны в Сирию переброшено 0,7 млн тонн грузов «для обеспечения российской группировки». Понятно, что значительная часть этих грузов предназначается сирийской армии — другого способа вести войну у нее уже нет. Но и мы не в состоянии увеличить свой контингент — это потребует наращивания поставок, возможностей которого или нет, или они близки к исчерпанию.При этом военный перелом возможен лишь при кратном (а возможно, и на порядок) увеличении численности нашего контингента. Как показали события в Пальмире, сирийская армия не способна воевать в принципе — есть отдельные боеспособные подразделения, но в целом как институт, сирийская армия прекратила свое существование. Собственно, пафосное наступление в Алеппо (равно как и не менее пафосное взятие Пальмиры) ведут не сирийцы, а иностранные наемники. Сирийцы в основном демонстрируют свое умение позировать в красивых позах перед корреспондентами.

Вводить дополнительные силы Рссия не может — не столько из-за общественного мнения (у феодальной деспотии в этом смысле есть свои преимущества — можно делать все явочным порядком, никому ничего не объясняя и не беспокоясь за реакцию), сколько из-за невозможности снабжать такую группировку.

В общем-то, это все заметно уже давно — война практически сразу перешла в затяжную фазу, и ни о каком молниеносном исполнении любых операций речи не идет в принципе. А значит — военная победа либо недостижима, либо потребует гигантской затраты ресурсов и опустынивания самой Сирии, что в свою очередь потребует затем не менее гигантских расходов на ее восстановление. Такое положение можно кратко назвать одной фразой — стратегический тупик.

Выход из тупика, без сомнения, есть. Но он лежит в политическом поле. Опять же — до сих пор неизвестны мотивы, которыми руководствуется Кремль в этой войне. По всей видимости, если брать всю предыдущую политику по отношению к Сирии, ни о каком восстановлении ее суверенитета речь никогда не шла, наше участие в этой войне имеет совсем иные расчеты и цели. Корпоративные, групповые, личные, шкурные — какие угодно, только не национальные интересы России и Сирии. При таком подходе крайне сложно говорить о рациональной политике и рациональных шагах по выходу из кризиса.

Тем не менее, они есть. Сирия должна быть федерализована. А это означает лишь то, что необходимо признать сложившееся положение вещей — Сирия необратимо деградировала, и теперь ее нужно рассматривать не как единое государство, а лишь как территорию проживания этноконфессиональных групп. Россия может (да в общем-то, и должна) взять на себя ответственность за территорию проживания меньшинств — алавитов, христиан, друзов, армян. По факту это побережье и западная граница с Ливаном. Все боеспособные части Асада должны быть отведены на запад страны, там должна быть создана линия обороны и буферная зона отчуждения, остальные территории должны быть переданы под контроль и управление Турции, Саудовской Аравии, Ирану. Ответственность за курдов должны взять на себя Европа и США. Восточная Сирия по руслу Евфрата, очевидно, становится по факту зоной влияния Исламского государства.

Мы должны снять с себя ответственность за безопасность территорий восточнее буферной зоны отчуждения и наоборот — полностью очистить зону своей ответственности от всех вооруженных отрядов. возможно, с массовым выселением нелояльного населения на восток.

Речь идет о разделе Сирии и фиксировании этого раздела. Цель раздела — федерализация территории через ее переконфигурирование. После чего каждая федеральная территория должна будет с помощью спонсоров наводить порядок на своей территории и создавать собственные защищенные границы, и только после этого возможны переговоры между территориями. Видимо, появится необходимость создания отдельной «серой» зоны, контроль над которой будет осуществляться всеми спонсорами или ООН. Процесс займет десятилетия и боевые действия будут продолжаться — но по крайней мере, всё придет к более структурированному виду с понятными целями и задачами. Возможно, что спонсорам придется создать отдельный орган координации и управления.

Такой подход позволит перехватить инициативу и контроль над энтропийными процессами, хотя, понятно, потребует и больших затрат, и серьезных переговоров. Но нынешний формат и военного, и политического урегулирования тупиковый, а потому требует принципиально иных подходов.

использованы материалы: http://el-murid.livejournal.com/3037705.html