Юрий Пронько о том, что 2016 год – год массового вывода через криминальные схемы денежных средств с банковских депозитов

Центральный банк России продолжает проводить не только жесткую денежно-кредитную политику, но и с высокой степенью самоуверенности «зачищает» отечественный банковский рынок. «Задранная» ключевая ставка ЦБ уже привела к массовым банкротствам. Она не позволяет промышленникам и предпринимателям привлекать жизненно необходимые оборотные (кредитные) денежные средства, потому что максимальная рентабельность в условиях кризиса не превышает 5%.

Что касается «зачистки» кредитных учреждений, то сегодня стало известно, что чистые потери российских вкладчиков в банках, которые лишились лицензии только в 2016 году, составляют не менее 50 млрд рублей (данные Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Речь идет о денежных средствах на депозитах, превышающих 1,4 млн рублей, которые не покрываются существующей страховой программой для физических лиц.

При этом уже сейчас понятно, что сумма в 50 млрд рублей не отражает всего масштаба потерь из-за рухнувших или доведенных, в т.ч. и ЦБ, до банкротства банков. Напомню, начиная с прошлого 2015 года участились случаи, когда были выявлены т.н. забалансовые депозиты, которые не отображались банкирами в официальной отчетности того или иного кредитного учреждения. Граждане, будучи уверенные в том, что банк является официальным участником государственного страхования вкладов, открывали свои депозиты, а после, когда у кредитного учреждения отзывалась лицензия, узнавали, что их вклады… отсутствуют в балансе, а значит, размещения денежных средств не было! Более того, вкладчики сталкивались с ситуацией, когда контролирующие службы заявляли им, «возможно, вы сами нарисовали документы, которые дают право на получение денежной компенсации».

С начала 2016 года ЦБ уже отозвал лицензии у 80 банков, в которых граждане страны разместили более 500 млрд рублей своих сбережений. В АСВ оценивают объем ответственности по выплате страхового возмещения вкладчикам в 447 млрд рублей. Годом ранее было отозвано 77 лицензий, а объем страхового возмещения равнялся 369,2 млрд рублей.

Наряду с потерями физических лиц в банках-банкротах растут и убытки российских юридических лиц. Потери предприятий за год составили 230 млрд рублей. По данным АСВ, требования юрлиц в составе третьей очереди кредиторов удовлетворяются в среднем только на 16%.

Таким образом, «зачистка» российского банковского сектора ЦБ привела к многомиллиардным потерям, как со стороны граждан страны, так и предприятий реального сектора экономики. На Неглинной заявляют о «новой нормальности» и «устойчивости финансового сектора». Если даже согласиться с данными утверждениями, то возникает закономерный вопрос: кто возместит потери потерпевшим физическим и юридическим лицам? Ведь в случае с теми же предприятиями речь идет о «белом» бизнесе, который, в т.ч. и через банковские транзакции, «оголял» всю цепочку своей деловой активности. Получается, что работа «по серым схемам» куда более выгодный бизнес в условиях, когда ЦБ «бьет по хвостам» (банкротит и отзывает лицензии у банков), но не предотвращает массовое разворовывание депозитов со стороны самих банкиров.

2016 год – год массового вывода через криминальные схемы денежных средств с банковских депозитов. Многие «серые» банкиры сбежали из России и припеваючи живут «за бугром», скупают западные активы… Кто в ответе перед теми, кто доверился существующей практике государственного регулирования финансового сектора? Кто-то несет персональную ответственность? Или ЦБ объявил 2016 год «годом всепрощения», когда российские физические и юридические лица понесли многомиллиардные потери, а ответственность за эти противоправные действия некому предъявить?

Юрий Пронько