Как Олланд стал самым неудачным президентом Франции
1 декабря президент Франции Франсуа Олланд объявил, что не намерен выдвигать свою кандидатуру на праймериз Социалистической партии. Впервые со времен основания Пятой республики в 1958 году глава французского государства отказался от попытки продлить пребывание на посту, признав свою полную несостоятельность.
«Я отдаю себе отчет в том, что движение в том направлении, которое может оказаться недостаточно популярным, несёт в себе риск, и поэтому я принял решение не быть кандидатом в президенты, не добиваться возобновления своего мандата», — сказал Олланд, выступая с обращением в Елисейском дворце.
Рекордный минимум
В мае 2012 года на улицах французских городов царил праздник: люди обнимались и ликовали, парижане радостно приветствовали кортеж, в котором ехал на свою инаугурацию вновь избранный президент — кандидат от Социалистической партии Франсуа Олланд.
Он победил своего предшественника Николя Саркози во втором туре президентских выборов с незначительным перевесом, набрав менее 52% голосов избирателей.
Олланд обещал много. Ликвидировать лагеря мигрантов и победить терроризм. Обеспечить безопасность школ и провести очередную реформу образования. Создать новые рабочие места и «разобраться» с супербогачами, обеспечить равенство прав и свобод всех граждан вне зависимости от их происхождения и вероисповедания. Легализовать однополые браки и разрешить таким союзам усыновлять и удочерять детей. Продолжить конституционные реформы и покончить с безработицей путем либерализации трудового кодекса.
Вскоре после того, как Олланд въехал в Елисейский дворец, его рейтинг достиг рекордных 55%. Таким он больше не будет никогда. Уже через год, к весне 2013 года, он упал более чем вдвое — до 24%, а к ноябрю 2014 рухнул еще ниже — до 13%.
Меньше чем через два месяца, в январе 2015-го, террористы расстреляли редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo, опубликовавшего карикатуру на пророка Мухаммеда, и рейтинг президента взлетел сразу на 21%.
Но затем он вновь пополз вниз — до следующей трагедии, случившейся в ноябре 2015 года, когда серия терактов в Париже заставила содрогнуться весь мир. Франция вновь продемонстрировала готовность сплотиться вокруг своего лидера, но он не воспользовался этим. 2016 стал годом сокрушительного падения его популярности — в ноябре рейтинг одобрения Олланда достиг 11%, и продолжил падение.
Согласно данным опросов, проведенных социологической службой Harris Interactive в конце ноября, если бы Олланд решил баллотироваться на второй президентский срок, то его поддержали бы лишь 9% избирателей. Такого низкого уровня популярности до сих пор не удавалось достичь ни одному руководителю Французской Республики.
Поэтому отказ Олланда от попытки второй раз стать президентом выглядит закономерным.
Ничего не получилось
В отличие от Саркози, сумевшего расколоть даже собственный правый электорат, Олланд стремился к объединению нации, к тому, чтобы обрести поддержку у разных социальных слоев и этнических групп. Поначалу так и было, и его приходу радовались многие. Однако вскоре желание нового лидера угодить всем всех и разочаровало.
Популистское решение обложить сверхбогатых граждан невиданным налогом в 75% привело к бегству из страны капиталов и людей. Самым ярким примером, наверное, стал актер Жерар Депардье, отказавшийся от французского гражданства.
Покончить с безработицей Олланду не удалось, и печально знаменитая «трудовая реформа», которую он протолкнул через парламент с помощью статьи Конституции, позволяющей не обращать внимания на позицию депутатов, вылилась в массовые протесты, устроенные левыми. Они не утихают до сих пор.
Легализация однополых браков также вызвала протесты — прежде всего, у мусульман. После терактов, когда силовики стали строже обходиться с выходцами с Востока, недовольство властью у французских мусульман усилилось.
Провалились конституционные реформы. Национальное собрание отказалось ратифицировать Европейскую конвенцию о языках. Инициатива президента принять закон, позволяющий лишать французского гражданства лиц с двойным гражданством, причастных к терактам, не только не нашла поддержки у законодателей, но и навлекла на него новые обвинения в исламофобии.
Проблем в личной жизни президента Олланда оказалось не меньше, чем у его предшественника. Распад союза с гражданской женой Сеголен Руаяль, матерью четырех его детей, сопровождался обвинениями супруга в измене. Фактический брак с журналисткой Валери Триевейлер также оказался не слишком прочным — в 2014 году в прессе вновь появились сообщения о неверности Олланда.
Слабый партнер
На европейском уровне Олланду тоже не удалось добиться прочного авторитета. В самом начале президентства он не смог выполнить свое предвыборное обещание и убедить ближайшего партнера, германского канцлера Ангелу Меркель, пересмотреть Европейский бюджетный пакт, предусматривающий для Франции режим жесткой экономии.
Но наибольшее недовольство в стране вызвала зависимость внешней политики Франции от Белого дома. Она выразилась в той нерешительности, которую проявил Париж в действиях на Ближнем Востоке. От обвинений в несамостоятельности не спасли ни интервенция французских войск в Мали в январе 2013 года, ни интервенция в Центральноафриканской республике в декабре того же года.
Между тем, неоднократно озвученная Олландом готовность участвовать в нанесении ударов по Дамаску с целью свержения президента Сирии Башара Асада и стремление выглядеть в этом вопросе более радикальным политиком, чем американские руководители, поставили французского президента в довольно нелепое положение. Это произошло по мере того, как Барак Обама отчасти скорректировал свои позиции в отношении законного правительства САР. Избрание главой Белого дома Дональда Трампа лишь усугубляет ситуацию для Олланда.
Не исключено, что наиболее существенные репутационные потери на «внешнем фронте» Франсуа Олланд понес в связи с отказом Франции поставить России два универсальных десантных вертолетоносца «Мистраль».
Находясь под давлением деловых кругов своей страны, он предпринял безуспешные попытки убедить Вашингтон в том, что поставка «Мистралей» не нарушает интересов НАТО, но его дипломатические усилия и на сей раз не увенчались успехом.
Весной 2015 года Олланд объявил о разрыве контракта. Франция выплатила России около 1 миллиарда евро, куда вошли и возврат ранее внесенного аванса, и оговоренная с Москвой сумма неустойки. Осенью того же года вертолетоносцы были проданы Египту.
Подножка социалистам
Выборы президента Франции состоятся в апреле-мае 2017 года. Во второй половине декабря пройдут праймериз Социалистической партии — теперь уже без Олланда.
Главным кандидатом от социалистов становится нынешний премьер-министр Мануэль Вальс. Ранее премьер заявлял, что не станет соперничать на праймериз с действующим президентом. Теперь у него развязаны руки.
Выход Олланда из президентской кампании, с одной стороны, проясняет обстановку в Соцпартии, с другой — не дает ей никакого выигрыша. Рейтинг Вальса всего на 1-2% выше, чем у Олланда, и шансов быть избранным у него так же ничтожно мало. Вряд ли может изменить расклад и вступление в гонку какой-то иной фигуры из социалистов, сколь бы харизматичной она ни была.
Нет Комментариев