Ситуация с долгами регионов может привести к дестабилизации бюджетного процесса

Крайне серьезная (критическая в отдельных субъектах) ситуация сложилась в стране с долговой нагрузкой региональных бюджетов. Так, каждый шестой субъект Федерации имеет заложенность выше своего годового дохода. В отдельных регионах нагрузка настолько критическая, что превышает доходную часть почти в два раза. Переводя с русского на русский, регионы должны своим кредиторам столько денег, сколько они в лучшем случае получат от налоговых отчислений на протяжении двух лет.

Если предметно проанализировать ситуацию, то вывод следующий: самыми благополучными с точки зрения налоговой нагрузки являются Москва и Санкт-Петербург. Соотношение годовых доходов к долгу в первопрестольной – 8,8%, в имперской столице и того меньше – 3,6%. Благоприятная ситуация так же в Тюменской и Сахалинский областях, Ханты-Мансийском округе, Севастополе и Республике Крым. Важно отметить, что два региона России (Сахалин и Севастополь) вообще не имеют долгов!

Совершенно иная ситуация в 14 субъектах Федерации, где долги превышают годовые доходы. Самая депрессивная ситуация наблюдается в Мордовии (лидер антирекорда, где долговая нагрузка почти вдвое (!) превышает годовой доход), далее следуют регионы Нечерноземья (Костромская, Смоленская, Псковская области), им незначительно уступают в «банкротстве» две республики Северного Кавказа и некоторые регионы Восточной Сибири.

Суммарный долг регионов на сегодняшний день перешагнул «психологическую» отметку в 2,5 трлн (!) рублей (их совокупный годовой доход составляет 6,3 трлн руб.). Две трети долгов – кредиты, которые регионы были вынуждены брать в коммерческих банках под высокие процентные ставки для исполнения текущих обязательств, в т.ч. и социальных. 809 млрд субъекты РФ должны федеральному правительству. Это т.н. бюджетные кредиты. Их, как и коммерческие кредиты, регионы обязаны вернуть.

Но, начиная с нулевых, когда под руководством тогдашнего министра финансов России Алексея Кудрина была разработана и внедрена программа централизации бюджетных средств, регионы были переведены на «сухой паек». Самые «лакомые куски» фискальной базы автоматически уходили в федеральный бюджет, а «крохи с барского стола» оставались субъектам Федерации. Была ли оправданной подобная бюджетная политика? В тот момент — да, потому что страна, особенно в первой половине нулевых, стояла на пороге развала после «парада суверенитетов» в 90-е годы.

Сейчас ситуация кардинально изменилась, президент переломил хребет сепаратистским настроениям, в России действует единое правовое поле, но вот в части межбюджетных взаимоотношений, когда «кубышка Кудрина» превалирует над здравым смыслом, не произошло жизненно необходимых изменений. Минфин и федеральные ведомства по-прежнему решают вопрос, утрирую, конечно, строить или нет на Камчатке туалет! Если же без сарказма, то регионы все последние годы от федерального центра получали все более возрастающие обязательства без необходимого финансового обеспечения. Отсюда и порочная практика брать коммерческие кредиты в банках, иначе губернатор, кроме слов премьера «денег нет, но вы держитесь», получит серьезное социальное недовольство на подведомственной ему территории.

Федеральное правительство (в первую очередь Минфин) осознанно, начиная с «залихватских кудринских времен», загонял субъекты Федерации в «долговую яму». Мордовия, Смоленская, Костромская области, Ингушетия и Северная Осетия – верхушка долгового «айсберга». Даже в тех регионах, где соотношение годового дохода к долгу носит оптимальный характер, губернаторы вынуждены идти на поклон к банкирам и занимать у них деньги под бешеный процент.

Сейчас, когда российский парламент рассматривает проект федерального бюджета на 2017 год, остро стоит вопрос не только в части увеличения прямых трансфертов, дотаций и субсидий регионам, но и концептуального изменения межбюджетных взаимоотношений федцентра и регионов. С властными полномочиями субъекты РФ должны получить и финансовое обеспечение, в т.ч. через перераспределение налогов в пользу конкретных городов и областей (республик, краев).

Об этом накануне в своем Послании говорил и президент Владимир Путин. Он увязал этот вопрос, причем абсолютно обоснованно, и с повышением ответственности региональных властей. «Если мы даем больше самостоятельности в использовании федеральных средств федерального бюджета, федеральной поддержки, то и ответственность регионов за результаты и эффективность во вложение полученных ресурсов, за укрепление собственной экономической базы, решение проблем в социальной сфере, ЖКХ также должна возрасти«.

Увеличивая финансовые возможности регионов, увеличиваем и ответственность конкретных губернаторов за расходование средств, за социально-экономическое развитие субъекта Федерации, и это основопологающий принцип, который предложил реализовать глава российского государства. Справедливо? Абсолютно!

Иначе ситуация с долгами регионов может привести к дестабилизации всего бюджетного процесса в стране. Ведь фактически сейчас речь идет о том, что, как минимум, 15 регионов России – банкроты. Примерно столько же близки к попаданию за «черту невозврата». Важно не просто реализовать предложение президента, но и принудить федеральное правительство к кардинальным изменениям межбюджетного процесса.

Поверьте, на Камчатке лучше, чем в Москве знают, какой, за сколько и где строить туалет! Без советов из «главной бухгалтерии» России.

Юрий Пронько