Президент России по-прежнему готов пройти для нормализации отношений с США «свою часть пути»

Президент России Владимир Путин вновь протянул руку дружбы и предложил равноправное сотрудничество занятому сейчас формированием своей команды избранному президенту США Дональду Трампу.

Выступая сегодня на международном форуме «Примаковские чтения», глава российского государства выразил надежду, что с приходом в Белый дом нового президента США «появится шанс наладить отношения, которые важны не только для народов обеих стран, но и для обеспечения международной стабильности и безопасности«.

Путин констатировал, что в последние годы российско-американские связи деградировали, но «это не наша вина», и Россия «готова пройти свою часть пути», чтобы вернуть их в нормальное русло.

Президент России подтвердил, что в ходе недавнего телефонного разговора с Трампом было признано с обеих сторон «неудовлетворительное состояние российско-американских отношений», которые «безусловно, нужно выправлять».

«Примаков был уверен, что России нужны нормальные, конструктивные, хорошие отношения и с западными странами. На вопрос, а разве можно со всеми дружить в нашем мире, отвечал, напомню: нельзя, но работать можно и нужно — мир очень сложный», — подчеркнул президент. И он также считал, что без серьезного партнерства России и США «справиться с современными масштабными вызовами будет очень сложно». И Путин с Трампом думают так же.

О чем говорили Лавров и Матвиенко

Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Фото:Сергей Фадеичев/ТАСС

Сказано все это было перед всей страной и всем миром, и перед людьми, которые формулируют глобальную политику. На «Примаковские чтения», на которых обсуждается «Кризис мирового порядка», приехали зарубежные политические деятели, дипломаты и эксперты из десятков стран мира. Участвуют в них, в том числе и глава МИД России Сергей Лавров, и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Министр иностранных дел России подтвердил, что прагматичное и взаимовыгодное сотрудничество России и США отвечает интересам всех стран мира.

«Сегодня именно на такой основе — на принципах равноправия, взаимного уважения интересов, невмешательства во внутренние дела — предлагает выстраивать российско-американский диалог президент России Владимир Путин. Прагматичное, взаимовыгодное сотрудничество отвечает общим интересам наших стран, стабильности и безопасности в мире», — подчеркнул Лавров.

Эти традиции, указал он, «заложил в нашу внешнеполитическую линию Евгений Максимович Примаков», и они «продолжают оставаться в основе наших действий».

«Евгений Примаков принадлежит к плеяде востребованных эпохой личностей. Большинство его предложений не утратили актуальности и в наши дни«, — заявила Валентина Матвиенко. По ее словам, они касаются, прежде всего, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России со многими партнерами — как на Западе, так и на Востоке.

Все участники форума близко знали бывшего российского премьера и ученого, человека большой культуры, умевшего дружить, но вошедшего в историю разворотом в знак протеста в 1999 году летевшего в Вашингтон русского правительственного самолета над Атлантикой, к чему вынудило его нападение США и их союзников на Югославию, а также попыткой не допустить в 2003 году уничтожения сколоченной Америкой коалицией Ирака, приведшего к таким страшным последствиям для региона и всего мира.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на заключительном заседании международного форума «Примаковские чтения» в Центре международной торговли. Михаил Метцель/ТАСС

Рождение нового мира

Нынешние «Примаковские чтения» знаменательны по многим причинам. Их окружает символизм особого рода, который показывает, как меняется время, мир и роль России в нем: нормализовать отношения между Россией и США 45-й президент этой страны хочет не в меньшей степени, чем его российский коллега. Это необходимо для обеих сторон — развивать собственную экономику лучше и более выгодно, чем конфликтовать. Мир лучше, чем война, даже если его обеспечивает с обеих сторон мощный оборонный потенциал. Именно поэтому, кстати, он и будет крепким, а еще потому, что уже никогда не будет однополярным, что всегда чревато злоупотреблениями в глобальном масштабе и региональными конфликтами. Разница между прошлым и настоящим в том, что благодаря Южной Осетии, Абхазии, Крыму и Сирии понимание этого пробивает сейчас дорогу и в Вашингтоне.

Исповедь Примакова или как это было совсем недавно

Какой хороший повод вспомнить, как изменился мир. Годы спустя после своего драматического визита в подготовленный американцами к закланию Ирак, куда Примаков приехал за несколько дней до начала операции «Шок и трепет» (Саддама Хусейн объявили причастным к 11 сентября), он раскрыл в интервью НТВ подробности своей последней беседы с повешенным позднее лидером этой страны. Он сообщил, что направился в Багдад по просьбе Путина, чтобы уговорить Саддама Хусейна уйти со своего поста. Тот не послушался.

«Если вы хотите избавить свой народ от этих жертв, неизбежных, к сожалению, то вы должны уйти с поста президента Ирака. Сказал, что он может обратиться, и это было предусмотрено в устном послании тоже, к парламенту и предложить проведение демократических выборов. И таким образом, очевидно, удастся спасти Ирак от вот этой страшной катастрофы, которая сейчас надвинулась на страну. Он меня опять выслушал. Сделал несколько замечаний, абсолютно не относящихся к делу, сказав о том, что и во время войны в зоне Персидского залива мы его уговаривали на что-то… Потом похлопал меня по плечу и ушёл», — поведал Примаков. Не трудно предположить, что он тогда ощущал и как тяжело ему было, как и посылавшему его в Багдад Путину.

Теперь все иначе

А выступавший на форуме Сергей Лавров с 1994 по 2004 годы занимал пост постоянного представителя России при ООН, и что ему пришлось в тот период пережить! Ведь он не изменился с тех пор и был патриотом своей страны и тогда.

Теперь же в России даже никому в голову не придет, скажем, ехать в Дамаск и о чем-нибудь уговаривать Башара Асада, а Виталий Чуркин в ООН говорит в лицо своим западным визави все или почти все, что он о них думает. Да, Россия сильно изменилась с тех пор и отчасти изменила заодно и весь мир. И чем за океаном это скорее признают, чем быстрее смирятся с тем, что новых Ираков больше не будет, тем будет лучше для всех. Поэтому Путин и хочет помочь Трампу пройти его часть пути.

Сергей Латышев