По мнению экспертов, это был заранее срежессированный политический спектакль

 

После протестных акций в центре Киева на третью годовщину Майдана, когда радикалы разгромили офис салона красоты Sun Light, приняв его за офис Виктора Медведчука, и отделение Сбербанка России, многие заговорили о странной реакции правоохранителей на погромщиков.

Полиции в тот вечер в Киеве было очень много. Накануне погрома они жестко пресекли попытки радикалов пронести покрышки на Майдан, а потом перекрыли Крещатик. Большое число правоохранителей сопровождало «правый марш» и до офиса «Украинского выбора».

Более того, первое время проход к нему через арку на площади Льва Толстого был заблокирован спецназом. Но вскоре он расступился. Радикалы смогли пройти к офисному зданию и без спешки разнесли салон красоты. Ретировались они с места совершения уголовного преступления только после того как в салоне начался пожар из-за брошенных туда файеров и потребовалось дать возможность проехать пожарной машине.

А возле Сбербанка кордона правоохранителей и вовсе не было, несмотря на то, что за 15 минут до погрома вожди радикалов в мегафон прямо озвучили свои намерения, заявив, что «если где-то по пути попадется российский банк, то можно разгромить и его».

Масла в огонь споров на тему, почему правоохранители не остановили погромы, подлил советник главы МВД Зорян Шкиряк, который фактически их одобрил.

«Я считаю Медведчука врагом украинского государства и считаю, что его место как максимум в тюрьме, как минимум в Подмосковье. Я также категорически против, чтобы «Сбербанк России», как банк страны-агрессора, функционировал в Украине, все его отделения давно должны были бы закрыть», — так прокомментировал он события в Киеве, добавив, однако, что не согласен с тем, что такие действия состоялись в годовщину «Революции Достоинства».

Все это породило версии, что происходящее в Киеве — не более чем спектакль с участием властей. Вопрос только кем и для чего он затеян.

«Дали возможность устроить погром»

Прежде всего нужно сказать, что погромщики совершенно не скрываются. Более того — открыто берут на себя ответственность за содеянное, видимо, не опасаясь, что им придется отвечать по уже открытым уголовным производствам.

«Это была наша акция, посвященная третей годовщине революции достоинства. В перечне наших требований было два основных: первое — отпустить всех полит-заключенных. Сейчас за решеткой находится более 200 патриотов и добровольцев, чьи дела сфабрикованы. И второе — убрать из переговорного процесса по обмену пленными Кучму и Медведчука», — заявил «Стране» лидер ОУН (орг. запрещена в РФ — ред.) Николай Коханивский.

«Это была наша совместная акция с ОУН, «Черным комитетом», «Белым молотом», УНСО», — подтвердил спикер «Правого сектора» (орг. запрещены в РФ — ред.) Артем Скоропадский.

Комментируя «Стране» события понедельника, политолог Андрей Золотарев обратил внимание на огромное количество сотрудников правоохранительных органов в центре Киева и предпринятые меры безопасности, которые эксперт называет беспрецедентными. Он подчеркнул, что несмотря на все это, немногочисленной группе радикалов удалось устроить погром.

«Поведение силовиков было странное. Есть ощущение, что они просто дали радикалам разгуляться и разгромить отделение банка и здание, где находится офис Медведчука. Сил правопорядка явно было больше в этом районе, чем буйствующих. Тем не менее, последним дали продемонстрировать удаль молодецкую на ритуальных для них объектах», — говорит Золотарев.

Он трактует такой ход событий как месседж министра внутренних дел Арсена Авакова команде президента Петра Порошенко. «Мол, попытки сдвинуть меня с кресла могут закончиться куда более серьезными событиями, чем политические заявления. Это вполне вероятный сценарий, учитывая влияние господина Авакова на радикальную среду. Чтобы не кричали радикалы в адрес министра внутренних дел, не будем забывать, кто их в свое время собирал в добробаты», — полагает Золотарев.

Интересно, что Национальный корпус «Азов», который называют частной армией главы МВД Арсена Авакова, провел свои действия по отдельности от других радикальных сил. Как сообщала «Страна», Азовцы пришли к Администрации президента за 5 часов до начала вече радикалов на майдане и провели довольно спокойную пятнадцатиминутную акцию «Вопрос Петру Порошенко». В те минуты, когда радикалы били стекла в салоне красоты в центре столицы, члены «Азова» собирались на Позняках и Харьковской, чтобы сесть в автобусы и отправиться восвояси.

«Не выйти в этот день они не могли, но вышли так, чтобы пройти тихо», — говорит политолог Руслан Бортник. По его мнению, «Азов» умышленно дистанцировался от других радикальных организаций, чтобы не дать повода обвинить его покровителя — главу МВД Арсена Авакова — в организации провокаций в центре столицы. По мнению эксперта, это означает, что Аваков и руководство «Азова» было в курсе готовящихся на вечер погромов.

«В понедельник было много действий, похожих на постановку сверху. Создалось впечатление, что у многих радикалов был спланированный распорядок дня. Проснуться, умыться, почистить зубы, позавтракать, одеться, разгромить офис Медведчука. Это было символическое избивание чучела врага. Они же не пошли к АП требовать отстранить Медведчука от переговоров, не пошли в СБУ, требуя открыть уголовное дело против Медведчука, не пошли к Национальному банку требовать отзыва лицензии Сбербанка России. Они сделали то, что им приказали», — полагает Руслан Бортник.

«Российские СМИ не получили картинки, как бьют дубинками протестующих»

В свою очередь, секретарь парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, советник главы МВД Антон Геращенко отметает версию о сговорк Авакова и радикалов. Он сказал «Стране», что по фактам погромов было открыто уголовное производство, и виновные будут привлекаться к ответственности.

«Правоохранительные органы не допускали кровопролития, что было их главной задачей», — сказал Геращенко.

Геращенко отрицает какие-то содействие со стороны правоохранительных органов погромщики. Однако при этом, дал понять, что жесткое противодействие нарушителям порядка в планы силовиков не входило.

«Если российские наблюдатели надеялись на то, что полиция будет бить дубинками протестующих в третью годовщину Майдана, то они не получили желаемую картинку, — сказал Геращенко. — У нас очень сложно отличить, кто протестующий, а кто погромщик. Сначала протестующий идет спокойно в колонне, а после провокационного призыва бросается громить. В одну секунду он законопослушный человек, имеющий право на протест, а в другую — хулиган».

Напугали альтернативой

Впрочем, политические эксперты называют еще одну причину допущенных погромов в центре Киева. Это желание показать всему миру, какая есть альтернатива украинской власти.

«Дали возможность этим ребятам побунтовать, пошалить, — сказал «Стране» политолог Вадим Карасев. — Но понятно, что это не случайно. Это такой намек — посмотрите, кто есть настоящей альтернативой нынешней власти. Это не Тимошенко, не Ляшко, не Оппозиционный блок. Альтернатива только такая — это хаос, нестабильность, анархия, радикалы, националисты. Так что, дескать, вся надежда, что власть и, конкретно Аваков, сможет удержать ситуацию под контролем».

Денис Рафальский, Галина Студенникова, «Страна», Украина