Беда в том, что многие хорошие и умные люди даже не думали, что это может произойти. Занятые любимыми и нужными делами, находясь в кругу себе подобных, они не заметили, как изменился социум за окном.

 

Им казалось, что они живут ещё в той, постсоветской реальности, где общее детство на одних букварях, а Беловежская Пуща – недоразумение. Что всё само утрясётся, потому, что мы один народ и самая читающая страна. Они даже не заметили, как их шутки, основанные на литературной классике и мировой истории, перестают быть понятны окружающим. Потому, что круг общения мы выбираем сами. Особенно, если чего-то в жизни добились. Выбираем, не замечая этого, и думаем, что наш круг общения и есть социум.

Что меня касается, то я знал, что это будет. Знал с самого начала. Видел, как это становится реальностью. Украина, как проект, исчерпала себя более 10 лет назад. Я был оптимистом. Я думал, что после этого она будет тихо поглощена Россией. Но Украина пошла по наихудшему пути.

Вы только вдумайтесь, после распада СССР Украина была одной из богатейших стран Европы. Потенциально, в том числе. Но главной национальной идеей стало разворовывание наследия СССР без участия Москвы. Мы даже не заметили, как опустились на самое дно. Как постепенно для нас недостижимым идеалом стала Польша. Потом Прибалтика. Грузия. Молдавия. То есть, государства, заведомо, с более низким уровнем всего, что только можно придумать. Понимаете, мы завидуем Эстонии, не имеющей экономики вообще. Совсем. И пытаемся перенять её опыт…

Прикольно, но мы вырастили несколько поколений, которые этого не знают и не понимают. А чтобы они не поняли никогда, их пришлось заразить манией величия, ненавистью и психозом. Обеспечить им внешнего врага, для оправдания нищеты. И внутреннего врага для устранения не согласных, тех, кто понимает.

Я с грустью наблюдал, как добивают систему образования и переносят военные училища с юго-востока на Западную Украину, понимая, против кого готовят армию. Это делалось более десяти лет. Этого нельзя было не видеть.

Но я всё равно верил в свой народ. В его мудрость, его генетическую память.

И, знаете, я не скажу, что я ошибся в народе. Народ себя повёл не так уж плохо. Я не ожидал предательства от представителей промышленного капитала. По всей вероятности, они тоже всё понимали и успели перевести активы на Запад. То есть, Украина стала не главным их активом, которым можно пожертвовать ради собственного спокойствия.

Самое грустное в том, что всё только начинается.

Вспомнилась строчка Коржавина: «И никто в целом Мире нам спастись не желает…»

Валентин Филиппов