Начавшаяся деградация западной глобальной империи может побудить её правителей к самым рискованным действиям

 

Вступление в Евросоюз не является для Турции единственным вариантом, Анкара прорабатывает вопрос о вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества, заявил накануне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Двумя днями раньше турецкий лидер и вовсе выразил своё разочарование в отношениях с США, политика которых, по его мнению, угрожает национальной безопасности Турции. Именно США, уточнил Эрдоган, своими действиями способствовали созданию угрозы для его страны с южного направления, явно намекая на поддержку Вашингтоном сирийских курдов.

Можно сколько угодно рассуждать о конъюнктурной природе таких заявлений, за которыми якобы не стоит ничего более серьезного, чем желание выторговать для себя побольше уступок и бонусов.

Но если западная массовая пропаганда находит для этого такие утешительные объяснения, то это вовсе не значит, что на самом деле все обстоит именно так и речь не идет о вещах куда более серьезных и основательных.

Между тем, есть весомые причины считать, что это далеко не поверхностные всплески. Тем более, что касаются они далеко не одной только Турции. Мировой океан геополитики все более явно приходит в движение в самой своей толще и эти могучие глубинные волны медленно, но верно начинают раскачивать все больше стран и регионов.

На Дальнем Востоке в таких же фундаментальных сомнениях пребывает другой давний союзник США – Филиппины, которые похоже осознают утрату стратегической перспективы этих отношений. Могучая геополитическая тень Китая все более густо накрывает азиатско-тихоокеанский регион. Игнорировать этот уже сегодня доминирующий тренд никому не дано. И даже Япония начинает задумываться о прочности тех геополитических опор, на которых она до сих пор стояла. Про Европу с её нарастающим смятением от «брекситов», нашествия мигрантов и грядущего американского изоляционизма уже и не говорю. Там процессы уже пошли в ожидаемом направлении и еще весьма далеки от своего завершения.

Таким образом, перед глобальной империей Запада маячит далеко не радостная перспектива необратимого одряхления и распада. И это, наряду с понятным оптимизмом, внушает мне и растущие опасения. Ибо никто не бывает столь же опасен, как раненый или загнанный в угол хищный зверь. И никакая империя не представляет собой большую угрозу, чем та, которая осознала, что она начинает фатально проигрывать.

Именно в такие переломные моменты истории, когда былая мощь еще не окончательно потеряна, а прежние амбиции еще свежи в памяти, искушение остановить неблагоприятное развитие событий и даже повернуть его вспять, достигает своих максимальных значений.

Тем более, что в рамках традиционной империи существует давно сформированные политические и экономические элиты для которых предстоящие негативные перемены являются прямой и непосредственной угрозой. И они, как никто другой, заинтересованы в их недопущении.

Да, конечно, сегодня, в самом логове этой «империи зла» происходят неоднозначные процессы, к власти идут силы, которые в какой-то мере осознают неизбежность перемен и необходимость им соответствовать. Но эти силы пока еще далеко не доминируют и очевидно неспособны помешать попытке реванша со стороны «старых имперцев». У которых, повторюсь, имеется и желание и некоторые возможности попытаться повернуть вспять колесо истории.

И пусть эти возможности в значительной мере иллюзорные и объективная сила исторических процессов заведомо неподвластна таким волевым решениям, сильным мира того вряд ли есть до этого какое-нибудь дело. Они защищают себя, свою власть и свои активы. И этого более чем достаточно для любой самой авантюрной затеи.

Иначе говоря, современный Запад, впервые за много лет почуявший начало конца своего доминирования, еще никогда не был столь опасен для всего остального человечества, как теперь. Потому что в ситуации, когда для него на карту поставлено если не всё, то очень многое, нет таких шагов и замыслов, которые покажутся ему слишком рискованными. Именно поэтому сегодня не только нет никакого особого повода для благодушия, или, тем более — для эйфории, но строго наоборот — именно начавшийся процесс разрушения глобальной западной империи требует от всего мирового сообщества максимальной бдительности и настороженности. Чтобы заведомо нереальный исторический реванш евроатлантической империи зла не превратился во вполне реальную всемирную катастрофу.

Юрий Селиванов