Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что Варшава готова поддерживать контакты с Москвой.

 

МИД Польши настроен на диалог с Москвой

По словам Ващиковского, Польша сигнализирует о своей готовности к поддержанию контактов с Россией, причем министр сделал это заявление в эфире национального польского телевидения, в ходе которого отметил, что для этих целей Варшавой в Москву был послан новый посол.

Кроме того Ващиковский заметил, что Варшава пытается поддерживать контакты с российской стороной и через другие ведомства.

Другой вопрос, что Польшей продолжает управлять партия «Право и справедливость», где главным и наиболее одиозным «спикером» по российскому вопросу является министр обороны Антоний Мацеревич, который в своих эпических тирадах договорился до того, что Москва якобы имеет прямое отношение к катастрофе самолета польского президента Леха Качинского, которая произошла в 2010 году при посадке под Смоленском.

При этом, Мацеревич на фоне остального польского правительства выделяется разве что откровенной абсурдностью своих речей, а так общее отношение Варшавы и правящей элиты этой страны к России остается на низком и крайне негативном уровне, вследствие чего это заявление Ващиковского является, своего рода, «новинкой».

Ващиковский делает такие намеки не в первый раз

Эксперт Совета по международным делам, полонист Станислав Кувалдин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в тот период, когда Ващиковский только пришел на свою должность, он также много говорил о поддержании контактов с Россией.

«Он тогда предполагал, что Польша не будет предпринимать дальнейших шагов для ухудшения своих отношений с Россией, отчасти руководствуясь здесь тем обстоятельством, что как-либо их серьезно ухудшить, на самом деле, на сегоднгя уже достаточно сложно», — констатирует Кувалдин.

По словам Кувалдина, общий подход Ващиковского заключался в том, что Польша будет ждать от России каких-то дипломатических сигналов, которые можно будет расценить как намерение развивать двусторонние отношения.

«Здесь имеются в виду сигналы на украинском направлении, а также на направлении Россия-НАТО и всех других вопросах, которые входят в польское представление об обеспечении европейской и национальной безопасности. Кроме того, Ващиковский дважды отправлял в служебные поездки в Россию своего заместителя, но все комментарии по этому поводу сводились к тому, что Москва никак не откликнулась на эти потуги Варшавы «наладить контакты», — заключает Кувалдин.

Так что, здесь, как замечает Кувалдин, нечему удивляться, а сам Ващиковский просто повторил свои предыдущие тезисы.

Варшава обвиняет Москву в плохих российско-польских отношениях

«Ващиковский уже не один раз заявлял о неких малопонятных «сигналах» Варшавы, на которые Москва никак не реагирует, не идет на встречу и не совершает необходимых шагов в направлении Польши», — резюмирует Кувалдин.

Здесь вспоминаются мемуары известного белоэмигранта Ивана Солоневича, к которому во время оккупации немцами Польши в период Второй мировой войны, заявились представители польских националистических организаций и предложили нормализировать свои отношения с российскими товарищами на том условии, что Польше после окончания войны отойдет вся Украина до Черного моря.

Также нельзя пройти мимо статьи бывшего посла Польши в России Катажины Пелчинска-Наленч, которая пришла к выводу, что неконструктивная позиция Варшавы по российским делам привела не только к кризису в отношениях двух стран, но и к тому, что позицию Польши по этому вопросу никто не слушает и на уровне Евросоюза.

Пелчинска-Наленч считает, что Варшаве необходимо построить конструктивные отношения с Москвой, чтобы иметь возможность отстоять здесь польские интересы.

Развивать отношения с Польшей будет очень сложно

«Впрочем, не надо судить о внешней политике Польше по заявлениям того же Мацеревича, потому что он не отвечает в польском правительстве за этот вопрос. МИД Польши в этом отношении проявляет гораздо более вменяемую позицию, не склонную к эскападах. Линию польского МИД можно оценивать по-разному, но здесь не идет речи о безответственных заявлениях, как в случае слов того же Мацеревича», — констатирует Кувалдин.

В этом смысле, как считает Кувалдин, МИД Польши, по понятным причинам, для проведения двусторонней работы наиболее предпочтителен.

«Другой вопрос, что польский МИД также не сможет здесь полностью отойти от всех тех спекуляций и стереотипов, которые присущи российско-польским отношениям. Например, от расследования обстоятельств Смоленской трагедии, включая требования Польши по возвращению обломков президентского Ту-154, а также его черных ящиков», — заключает Кувалдин.

Другое дело, теперь все эти спекуляции, как считает Кувалдин, не будут форсироваться и постоянно вытаскиваться на первый план, учитывая тот факт, что «Право и справедливость» находится во власти в Польше достаточно продолжительное время и ей нужны какие-то внешнеполитические результаты.

Дмитрий Сикорский