По сообщениям ряда зарубежных СМИ, должность госсекретаря в администрации избранного президента США Дональда Трампа могут занять экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани или экс-представитель США при ООН Джон Болтон. Оба – старожилы американского политического Олимпа, и в особых представлениях не нуждаются.
Вроде бы, советники Дональда Трампа в приоритетном порядке рассматривают кандидатуру Болтона, однако решающую роль может сыграть давняя дружба между Трампом и Джулиани. Весы колеблются.
Британское издание The Financial Times отмечает: «Будучи новичком в политике, Трамп пообещал «осушить болото» в Вашингтоне, избавив столицу страны от коррупции и политического кумовства. Он также заявил, что по-новому подойдет к вопросам государственного управления, с новой командой людей».
Вместе с этим Дональд Трамп заявил о готовности к компромиссам при реализации наиболее радикальных предвыборных обещаний и принципов государственного управления. И всё же не следует переоценивать степени свободы 45-го президента США (как и его предшественников).
Есть ли у Трампа реальный выбор между новой и старой системами внешней политики, или же кандидаты Болтон и Джулиани представляют собой лишь разные воплощения незыблемости внешнеполитического курса?
Выбора нет
14 ноября Рудольф Джулиани заявил в эфире телеканала CNN, что Дональд Трамп будет иметь дело с президентом России Владимиром Путиным, представляя страну, которая не сокращает свои вооруженные силы, а наращивает их до уровня армии Рейгана: «Дональд Трамп хочет иметь дело с Россией в тех областях, в которых мы можем работать вместе, – чего Хиллари Клинтон, Джону Керри, Бараку Обаме не удалось сделать. Но учтите, он намерен это сделать по-другому… Мы собираемся увеличить численность войск с 420 тысяч до 550 тысяч солдат. Мы собираемся увеличить количество кораблей до 350. Мы собираемся увеличить количество современных самолетов до 1 200 единиц. Мы собираемся увеличить численность морской пехоты с 27 до 36 батальонов… Для того чтобы… иметь возможность вести переговоры о мире с позиции силы».
Если это говорит относительно «мягкий» Джулиани, можно легко представить себе внешнеполитические взгляды более «твердого» Болтона.
К примеру, в ноябре 2015 года Джон Болтон заявил, что в крушении фронтового бомбардировщика Су-24М в Сирии виноват Кремль, и российский самолет вообще не должен был находиться в этом регионе: «Они ввязались в рискованную авантюру, разместив военно-воздушную базу в Латакии. Так что подобное происшествие было вполне предсказуемо. Удивительно лишь то, что оно не случилось раньше… И президент США должен заявить Владимиру Путину самым дипломатичным способом, который только можно найти, что российский лидер должен отступить».
Не думаю, что кому-либо удастся найти принципиальные расхождения в высказываниях двух кандидатов на должность госсекретаря США (применительно к России).
Очевидно, внешняя политика с позиции силы, с использованием двух основных инструментов этой политики – Пентагона и НАТО – неизбежно останутся доминантами 45-го президента США Дональда Трампа. Острые разногласия относительно назначения на ключевые должности в кабинете – особенность переходного периода, а не проблема различного понимания национальной безопасности.
Команда Трампа может рассмотреть и другие кандидатуры на пост госсекретаря. Принятие окончательного решения может занять несколько недель, и все же принципиального выбора нет. Есть только разные личности, имеющие индивидуальные внешнеполитические акценты и методики, связанные с биографией и многолетней карьерой.
Рудольф Джулиани
Один из ближайших помощников Дональда Трампа и его давний друг Рудольф Джулиани родился 28 мая 1944 года в итало-американском анклаве Бруклина (Нью-Йорк, США).
Родители Рудольфа были американскими рабочими, детьми итальянских иммигрантов, и воспитывали сына в соответствии с нормами римско-католической церкви. Правда, отец не отличался законопослушностью, некоторое время состоял в организованной преступной группировке, сидел в тюрьме за ограбление.
И все же в дальнейшем выпускник Манхэттенского колледжа в Ривердейле (Бронкс) Рудольф Джулиани завоевал славу на юридическом поприще громкими процессами против мафии и корпоративных махинаций. А еще проявил прекрасные организаторские способности на посту мэра Нью-Йорка (и упрочил свою добрую славу после террористической атаки 11 сентября 2001 года). В 2002-ом получил почетное рыцарское звание от королевы Елизаветы II.
Впрочем, непримиримый борец с мафией, консерватор, католик, мэр Джулиани пытался регулировать всё, включая выставки авангардизма и содержание хорьков в домашних условиях. И в ходе второго срока полномочий утратил популярность настолько, что на городских автобусах некоторые компании размещали рекламу «Мы хороши, потому что до нас еще не добрался Руди».
В молодости тяготел к демократам. Оставив пост мэра Нью-Йорка, активно поддерживал кандидатов-республиканцев на разных уровнях.
В 2002-ом основал компанию Giuliani Partners LLC, специализировавшуюся на консультациях по вопросам ценных бумаг, и за 5 лет заработал больше 100 млн. долларов.
Несмотря на увлечение философией и богословием, женат был трижды.
Выходец из рабочей семьи, человек консервативных взглядов, Рудольф Джулиани воплотил американскую мечту, достиг благосостояния и высших ступеней социальной иерархии собственными талантами, и в 72 года ещё полон сил и желания служить Америке.
Джон Болтон
Соперник Рудольфа Джулиани – на четыре года моложе. Джон Болтон родился 20 ноября 1948 года в городе Балтимор (штат Мэриленд, США). В 1970 году с отличием окончил Йельский университет, и позднее там же стал доктором права.
В 1985 – 1989 годах работал заместителем министра юстиции в администрации президента Рональда Рейгана. С 1989 по 1993 год – заместителем государственного секретаря по делам международных организаций в администрации Джорджа Буша-старшего. С 1993 по 1999 год Болтон был партнером юридической фирмы Lerner, Reed, Bolton & McManus. Работал в министерстве юстиции США и Управлении международного развития.
В администрации Джорджа Буша-младшего (с мая 2001 года) заслужил репутацию одного из наиболее влиятельных «ястребов», и был выдвинут на должность постоянного представителя США при ООН (1 августа 2005 года). Госсекретарь Кондолиза Райс отмечала, что президент Буш решил назначить Болтона потому, что тот «знает, как добиваться результатов».
Летом 2006 года Болтон возглавил оппозицию проекту резолюции Совета безопасности ООН, который указывал на «непропорциональность» силовых действий Израиля в секторе Газа. Немногим позднее обвинил Сирию и Иран в поддержке действующей на территории Ливана шиитской группировки «Хизбалла». И сегодня во взглядах на внешнюю политику Болтон отличается радикальным консерватизмом.
Сторонник жесткой линии по отношению к странам так называемой «оси зла» – Северной Корее, Ирану, Кубе и России – в 2015 году он выступал за нанесение ядерного удара по Ирану. В феврале 2005 года выступил с жесткой критикой в адрес КНР, разрешавшей своим компаниям продавать ракетные технологии Ирану и другим странам, которые США считают «изгоями». Образ внешнеполитического Цербера вполне завершен, и не случайно его кандидатуру на пост госсекретаря рьяно отстаивают американские консерваторы, сторонники мировой исключительности США.
Джон Болтон (John Robert Bolton II) – энергичный, многоопытный ветеран Госдепа, и способен занять пост госсекретаря США вопреки давней дружбе Дональда Трампа и Рудольфа Джулиани.
Если непредвзято сравнивать Джулиани и Болтона, кандидатуры отличаются лишь степенью компетентности (опытом работы в Госдепе) и степенью нетерпимости к странам, которые они считают противниками США.
Список приоритетов, целей, «стран-изгоев» и стратегия в целом совпадают. И не исключено, что в процессе дальнейшего рабочего взаимодействия с кем-то из вышеупомянутых политиков в Москве ещё добрым словом вспомнят дипломатическую сдержанность нынешнего госсекретаря Джона Керри.
Александр Хроленко, РИА
Нет Комментариев