«Быть публичным интеллектуалом в России – небезопасно. На этом основании возвращаться в Россию не планирую. Я не хочу жить в страхе, пока есть хотя бы мизерный шанс потерять свободу», — так три с лишним года тому заявлял проходящий свидетелем по делу ЮКОСа человек по имени Сергей Гуриев. Кто таков? Отдельные читатели вполне могли запамятовать, а потому короткая справка – напоминание о Сергее Маратовиче.

С 2004 года Гуриев занимал пост ректора Российской экономической школы и входил в так называемый президентский резерв в качестве одного из ведущих отечественных экономистов. Но вот как только у правоохранительных органов к г-ну Гуриеву возникли вопросы по поводу подготовки профессором, мягко говоря, странных докладов по экономическим вопросам деятельности компании Ходорковского, согласно которым в ЮКОСе все были белыми и пушистыми, г-н Гуриев поспешил превратиться в туриста. В мае 2013 года Сергей Маратович, «не вынося оков кГовавой Гэбни», решил в строчном порядке отбыть в Париж, оставив пост ректора РЭШ. Обратило тогда на себя внимание вот что: не успев толком вступить на французскую землю, г-н Гуриев буквально бросился давать интервью всевозможным западным СМИ, в которых утверждал, что он «оклеветан», и что российские власти испытывают к нему «неприязнь». Такую, понимаешь, личную неприязнь испытывают, что, как в том фильме, кушать не могут… Такую неприязнь, что за Гуриевым сохранялись не только все руководящие посты в сфере экономического образования РФ, но и тёпленькое местечко в президентском кадровом резерве…

И как только Сергей Маратович осознал, что за попытки прикрывать махинации ЮКОСа (а именно такой версии на тот момент придерживалось следствие) он может пойти по маршруту уголовной ответственности, так и решил назваться «политически преследуемым интеллектуалом». А пока он «политически преследовался», успел стать главным экономистом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), что дало ему дипломатический статус и определённое прикрытие. В общем, сам себе присвоил «титул», сам объявил о сожжении мостов по поводу возможности возврата в Россию, а потому, казалось бы, в РФ о существовании г-на Гуриева можно было бы забыть окончательно.


Ан-нет… Сергей Маратович после длительной разлуки с Отечеством, проникся неистребимым желанием поделиться с отдельно взятыми россиянами своим безмерным экономическим опытом, накопленным в том числе и в «эмиграции». В целом ряде зарубежных и отечественных СМИ, включая Social Media News, сообщается о том, что г-н Гуриев наметил целый план по лекторской деятельности в России. В частности, речь идёт о посещении кинутой им же самим Российской экономической школе, а также фонда Сколково, который за последнее время к себе каких только, простите, проходимцев не притягивал.

В минувшую пятницу 11 ноября г-н Гуриев в московском отеле «Марриотт» представлял доклад «Переходный процесс для всех» в ходе первой лизинговой конференции издания «Ведомости» для представителей реального сектора экономики. Конференция носила название «Эффективные инструменты роста».
Главный экономист Европейского банка реконструкции и развития пространно размышлял о сочетании рыночной экономики и справедливости и, как сообщает газета «Ведомости», решил сделать России комплимент. Заключался этот комплимент в том, что, по словам экономиста Гуриева, «Россия может гордиться устойчивостью к кризисам».

Гуриев:

У России есть серьёзные достижение с точки зрения построения устойчивой финансовой системы, плавающего курса рубля, развития финансовых инструментов. С точки зрения других показателей есть потенциал для улучшения.

Напомним, что те же «Ведомости» публиковали заявления иного рода от Сергея Маратовича от апреля 2014 года. Тогда находившийся во Франции Гуриев был более жёсток как по отношению к российской экономике, так и по отношению к политике. По словам мсье Гуриева, «Когда экономический рост заканчивается, авторитарные режимы могут выбрать территориальную экспансию как инструмент поддержания популярности и сохранения власти». Из той же статьи:

Следствием российской коррупции стала агрессивная внешняя политика, на которую западные лидеры никак не могут найти сегодня адекватный ответ. Российская коррупция действительно превратилась в угрозу международной безопасности.

Стоит напомнить, что высказано это было сделано на фоне: а) возвращения Крыма в состав России, б) на фоне вопросов к Гуриеву со стороны следствия по поводу упомянутых докладов по ЮКОСу.

Получается, что обличая российскую коррупцию, по поводу вовлечённости в систему которой (в рамках дела ЮКОСа) самого же Гуриева к нему имелись вопросы со стороны правоохранителей, экономист пытался, простите за жаргон, переводить стрелки на итоги крымского референдума. Мол, это всё хитрый план российских властей, чтобы «угрожать международной безопасности».

Вообще говоря, львиная доля всей экономико-образовательной деятельности Сергея Гуриева ещё с середины 2000-х сводилась к мыслительным изыскам о том, что российскую экономику вот-вот ожидает полнейший крах, ибо она, как, к примеру, экономика Венесуэлы «падает в сторону полнейшей нефтяной зависимости». Было и сравнение «режимов полковника Путина и полковника Чавеса». При этом главное благо для России определялось как «либерализация экономики» — видимо, возврат к образцу экономики 90-х с поддержкой, к примеру, таких спекулянтов и мошенников как Сорос или Браудер.

И вот теперь Гуриев нахваливает существующую экономическую модель РФ, находясь уже в Москве и читая курс лекций о том, как «ещё лучше обустроить Россию». Возвращаясь к первым цитатам материала, возникает вопрос: возвращение в Россию стало для Сергея Маратовича «безопасным», или же он перестал считать себя «публичным интеллектуалом»?..

P.S. После отбытия из России Сергей Гуриев заявил, что его ждут аудитории в других странах, и пообещал, что в РФ он непременно вернётся… Готовит местечко в России на случай перемен в самой Франции, если вдруг евросоюзная политика окончательно затрещит по швам и в Париже запахнет жареным?..

Использованы фотографии: http://www.vedomosti.ru