Политика деофшоризации, проводимая руководством России, дает хорошие плоды. СМИ сообщили о переводе в Россию 100% акций крупнейшего производителя железной руды в стране — «Метвинвеста». Вопреки прогнозам скептиков, возвращение активов в Россию из ручейка превращается в бурную финансовую реку.
Холдинг USM Holdings Limited Алишера Усманова и партнеров заявил о консолидации 100% акций АО «ХК «Металлоинвест» во входящем в его состав российском ООО «ЮэСэМ Металлоинвест». Причиной такого шага владельцы компании называют оптимизацию структуры собственности. Теперь «Метинвест» целиком и полностью является российским предприятием.
Перевод активов USM в Российскую Федерацию начался еще в 2014 году, и вот теперь мы видим первый «законченный» результат этого процесса, который не может не радовать.
До недавних пор «ЮэСэМ» владел только 54,25% акциями «Металлоинвеста», однако до конца 2016 года по итогам ряда транзакций в рамках одной группы лиц он выкупит еще 45,7% ценных бумаг компании.
Стоимость «Металлоинвеста» составляет сегодня чуть более 567 миллиардов рублей. Он был создан в 2006 году и объединяет Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, Оскольский электрометаллургический комбинат и меткомбинат «Уральская сталь».
Перевод в Россию активов «Металлинвеста» — это хотя и весьма большой, но далеко не единственный шаг на пути к деофшоризации российской экономики. Этот процесс был запущен еще в начале 2010-х и изначально вызвал скепсис у критиков из либерального лагеря.
Если в 2000-е власти просто увещевали бизнес, то в 2010-е перешли к нормативной деятельности. В декабре 2012 года Владимир Путин объявил о том, что поручает правительству разработать конкретные меры до деофшоризации российской экономики. В марте 2013 любители держать деньги за границей получили тревожный звонок: Германия стала принуждать Кипр экспроприировать часть хранящихся на острове офшорных средств путем введения единовременного налога.
События конца 2013 — начала 2014 года продемонстрировали, что Запад переходит к практически неприкрытой агрессии против России и российских интересов и зарубежные активы могут превратиться в этой борьбе в своего рода «заложников».
В конце 2014 года у российского офшорного бизнеса появился новый «стимул». 25 ноября Владимир Путин подписал достаточно жесткий закон о деофшоризации. Контролируемые «иностранцами» компании обязали платить налоги в бюджет РФ, а физических и юридических лиц — сообщать государству об «иностранном капитале».
Первым из российских миллиардеров «массированный» перевод акций в отечественную юрисдикцию осуществил Геннадий Тимченко. Под российским флагом оказались его доли в ОАО «НОВАТЭК», «Стройтрансгазе», «Колмаре», «Трансойле», банке «Россия».
Роман Абрамович завел на российскую территорию в феврале 2016 года 24% акций ОАО «Первый канал».
Виктор Вексельберг перевел под российскую юрисдикцию в марте 2016 «Акадо», РКС, «Оргсинтез» и «Аэропорты регионов». По информации СМИ, аналогичное решение он готовится принять еще по ряду активов.
В свою очередь Михаил Прохоров завел в Россию 59,27% энергетической компании ПАО «Квадра».
Уже в марте 2015 Центробанк РФ отчитался о том, что отток из нашей страны капитала, связанного с сомнительными операциями, сократился с 26,5 до 9 миллиардов долларов.
В июне 2015 года Владимир Путин подписал закон об «амнистии» вернувшихся из офшоров капиталов, а в июле — о запрете госзакупок в офшорах.
По итогам года вывод капиталов из России за рубеж сократился в 2,7 раза.
Сегодня эксперты настроены достаточно оптимистично. Радикальный прорыв в процессе деофшоризации ожидается уже в ближайшие три-четыре года. И новости вроде той, которая пришла от USM, это подтверждают.
Олег Полевой, PolitRussia
Вот два аспекта размещения развитых стран своих производственных мощностей в слабых странах (США это очень сильно касается кстати) (к примеру — в той же России понастроили иностранцы заводов для своей продукции — начиная от автомобилей до другой бытовой техники):
С одной стороны — они гонятся за дешевой рабочей силой. Кто что получает:
а) Инвесторы (США) — бОльшую прибыль, пользуясь вроде как рабским трудом слабых стран. б) Слабая страна (Россия) — получает на своей территории производство качественной техники, товаров. Дает зарплату своим рабочим.
А что дальше? — Ведь этот процесс не стоит, он развиватеся. Дальше происходит насыщение. Слабая страна становиться сильнее экономически. Заводы всё больше локализуются. В результате начинается баланс — страны инветсоры (США) получается отдали свои ресурсы на поднятие экономики другой страны, которую в идеале они хотели бы видеть всегда в своих чернорабочих. Так что, США со своей политикой размещения ресурсов по всему миру в других странах может сильно сесть в лужу. А возможно даже уже села — последние события не случайны.
Еще какой можно сделать вывод: политика стран, которые поступают по-другому — такие как Прибалтика, Украина, где люди уезжают на заработики в развитые страны — тупиковая. Ведет к обнищанию, деградации страны. Много в этих странах богатые иностранцы построили заводов? Про Прибалтику точно знаю, что нет. На Украине — кажется тоже. (Разве что для выкачивания природных ресурсов).
А что касается своих активов — безусловно, лучше, если они работают внутри своей страны, чем на другие страны. По тем же соображениям. (По-крайней мере заводов строить за рубежом не надо — это убытки для своей страны)