Царьград проводит телемарафон в честь Дня русского народного единства 4 ноября

 

4 ноября — День русского народного единства, великий праздник, который стал одной из самых важных традиций с 2005 года. Сегодня телеканал Царьград в прямом эфире провел телемарафон, посвященный двум великим победам русских над засильем западных оккупантов.

В мероприятии приняли участие известные политики, включая Светлану Журову и Олега Лебедева, известные историки, философы и специалисты по Смутному времени, а также генеральный продюсер телеканала Царьград Константин Малофеев и главный редактор телеканала, философ Александр Дугин.

15:00Царьград завершает телемарафон «Преодоление смуты. Купно за едино!». Поздравляем с Праздником!

14:55 Князь Александр Трубецкой:«Церковь даже установила и служила чин покаяния, и этим решила вопрос смут. Россия покаялась сама над собой. Я говорю в христианском понятии, это значит — переосмыслить самого себя, вернуться к самому себе. Приближается роковое столетие революции в будущем году. Надо выбрать момент, когда Россия должна совершить покаяние над собой».

«Мы не должны забывать, что революция привела к колоссальному перерыву курса российской истории, допустила годы богоборчества, убийство царской семьи и множество грехов. Готова ли была Россия этого не допустить? Если мы подойдем с пониманием того, что произойдет в будущем году, я думаю, что можно идти по пути покаяния. Говорят, что можно примириться. Но примирение — это слишком сложно. Куприн говорил: с одной стороны, интернационал, с другой — Россия, о каком примирении может идти речь между двумя такими разными мирами?»

«Главное преступление советской власти заключается в том, что она разорвала связь времен»,— резюмировал Трубецкой.

14:50 Главный редактор телеканала Царьград, философ Александр Дугин: «Что значит Новый Рим, Константинополь, основанный равноапостольным Константином? Он и наш святой. При нем Римская империя стала православной. И в Москве можно было поставить памятник и ему. Москва — Третий Рим, и мы легитимно наследуем эту историческую, геополитическую и духовную миссию Рима.
Так же как мы из Рима, из Византии, так же мы и из Киева. Он не может быть для нас мелким, провинциальным городком. Это мы сами. Мы не можем его бросить, отсечь целую ветвь нашего народа — малороссов. Киев — это наш город, так же как Москва — их.
Разделение на Россию и Украину — это трагедия. Давайте вернем Крым Украине, Украину — России, и все встанет на свои места»,— добавил Дугин

14:45 Князь Александр Трубецкой: «Мы забываем, что князь Владимир не только был канонизирован, он еще и равноапостольный святой. Как и императоры византийские — Константин, Елена. Киев — это Русь, часть Русского мира.

Вчера вечером я получил сообщение от французского политолога. Открывается в центре Москвы памятник Владимиру. Это все равно что если бы в Париже поставили памятник королю Кловису. Кстати, и Кловис не был французским королем, он был королем франков».

14:40 Главный редактор телеканала Царьград, философ Александр Дугин: «Владимир — князь Киевский, значит, наш».

14:37 Генеральный продюсер телеканала Царьград Константин Малофеев:«У нас это день Царицы Небесной, мы ведь называем себя Святой Русью, существующей под Покровом Богородицы. Казанская — это символ. И день Божией Матери — день России.

Наш праздник выше, значительнее, и его никак нельзя умалить на Западе. Люди нерелигиозные вообще не могут высказываться по этому вопросу, а религиозные не могут этот праздник оспорить»

14:32 Князь Александр Трубецкой: «Что касается ХХ века, мы еще должны воцерковляться. Я живу во Франции. Там национальный праздник — это взятие Бастилии. Представьте, что у нас был бы праздник взятия Бутырки. Американцы празднуют и вовсе геноцид. А мы празднуем день Казанской Божией Матери, день освобождения.

Владимир Путин ответил тем, кого раздражает сближение с Церковью: У нас действительно разделены Церковь и государство. Но что нам мешает сотрудничать и работать на благо России?»

14:27 Главный редактор телеканала Царьград, философ Александр Дугин: «История — это совокупность интерпретаций, а не совокупность фактов. И в первое ополчение была послана икона Божией Матери, и с ней непочтительно обошлись. Предводитель казаков был криптокатоликом, видимо, или по каким-то другим причинам. А второе ополчение почтило ее и встретило с должным уважением.

День народного единства проходит под знаком Божией Матери — это тонкое прикосновение Богородицы может решить судьбу таких важных, основательных вещей».

14:25 Генеральный продюсер телеканала Царьград Константин Малофеев:«Православные этот праздник отмечают всегда. Это день, когда Пожарский, имея Казанскую икону в своем стане, смог войти в Москву. Это большой праздник, с иконой Божией Матери мы побеждали во многих войнах. Чтобы мы осознали, что день этой иконы и есть День народного единства, для этого должно пройти какое-то время, и люди должны воцерковиться. Человеку неверующему осознать этот праздник довольно трудно».

14:24 Князь Александр Трубецкой:«О том, что выбор династии Романовых был правильным, говорит то, что династия продержалась на протяжении трех столетий».

14:17Главный редактор телеканала Царьград, философ Александр Дугин: «Те, кто сидел в Кремле, были легальны, но не легитимны. Семибоярщина целовала руку Владиславу. Вопрос того, признавать или не признавать польских оккупантов легитимной властью, решался глубже — это вопрос о наших корнях, о нашей идентичности.
Этот вопрос решался из глубины народа. Это редкий момент, когда решение принимали все вместе, быть русскими, быть православными. Это решила Церковь, это решила наша верная православию аристократия, и это выбрал народ.
Это самый русский и самый безусловный праздник, он глубже, он существеннее всех остальных. Восстановление Катехона на Земском соборе — важнейшая веха русской истории.
Это повод задуматься о том, что есть русский, что есть традиция, что есть порядок, — на мой взгляд, это лучшее время в году».

14:14 Генеральный продюсер телеканала Царьград Константин Малофеев: «Что такое 4 ноября с точки зрения современника? Это единственный настоящий праздник русской государственности. Остальные два слишком «целлулоидные». От чего Российская Федерация освободилась 12 июня? А 12 декабря мы празднуем принятие Конституции, принятой либералами, в которой отсутствуют слова «русский» и «православный». И вот этот молодой праздник оказался самым настоящим.

Это самый настоящий праздник, потому что он напоминает нам о самых глубинах, об истоках и душе нашего народа, которые — в православии».

14:10 В студии начинается очередной час марафона «Преодоление смуты». К ведущему Андрею Афанасьеву присоединяется Анатолий Кузичев.

В студии — главный редактор Царьграда Александр Дугин, генеральный продюсер телеканала Царьград Константин Малофеев и князь Александр Трубецкой

14:04Репортаж корреспондента Ивана Колесниковаиз Костромы:

В Костроме находится известный Ипатьевский монастырь, который переживал набеги и татаро-монгол, и татар, разрушался полностью и строился заново.

Одна из ключевых вех в истории монастыря, безусловно, эпоха Смуты. Поверившие было полякам и литовцам костромичи быстро поняли свою ошибку и осадили захваченный иноземцами монастырь. Полгода длилось его взятие, пока не нашлось место подвигу простых русских воинов. Они сделали подкоп под южной стеной, заложили бочку с порохом и взорвали ее. Ценой собственной жизни ополченцы сделали брешь и помогли вернуть обитель своей стране.

Даже после взятия Москвы существовали опасения за Михаила Федоровича как главного претендента на российский престол, поэтому в марте 1613 года он вместе со своей матерью, великой старицей Марфой, укрылся в стенах Ипатьевского монастыря. И когда Земский собор решил возвести его на трон, первые символы царской власти он получил здесь, в Троицком храме монастыря. Это были жезл и грамоты. Получил он их раньше, чем был венчан на престол в Московском Кремле.

14:00 Политик Олег Лебедев:«Эпоха смуты окончена. Мы вступаем в эпоху величия России».

13:57Князь Чавчавадзе:«Самое важное, чтобы единение нашего народа возникало на долгосрочной, настоящей духовной основе.
 
Я помню, как достигалось единство в советское время. Все эти цитаты из классиков марксизма. Для тактических задач это возможно, для стратегических, как показала история, этого недостаточно».

13:50 Историк Сергей Перевезенцев: «Минин и Пожарский объединили разные слои населения и народа. Там были и татарские князья, и мурзы. Они тоже участвовали в освобождении Москвы. Так что это еще и праздник народов России, которые вместе спасли страну от превращения в колонию».

Екатерина Аркаловаоб истории Второго ополчения:

13:47 Историк Сергей Перевезенцев:«История — такой предмет, который можно преподавать как научный предмет, через выставку нельзя. Нужно работать с документами. Но можно вызвать интерес и определенное понимание, и главное, увидеть под правильным углом — любви к своему Отечеству. Нам давят на болевые точки, чтобы мы отказались от своего прошлого».

Такие выставки, как эта, а также «Рюриковичи» и «Романовы»,«являются воплощением моего любимого пушкинского завета — любите свою историю такой, какой нам ее дал Бог»,отметил историк.

13:45 Князь Зураб Чавчавадзе: «Значение выставки в Манеже очень велико. Чтобы русскому человеку вновь убедиться в том, что единство — залог того, что мы все преодолеем, и желательно малой кровью. Наше единство играет в этом главную роль. И в этом плане выставка попадает в десятку»

«Технологически выставка в Манеже — это новое слово. Родители приведут детей в свое детство, и это сыграет роль в объединении семей».

13:40 После открытия памятника равноапостольному князю Владимиру Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин посетили выставку в Манеже. Там же находится премьер-министр Дмитрий Медведев

13:36 Депутат Госдумы 6-го созыва Олег Лебедев:«Бесы пытались помешать поставить памятник князю Владимиру. Они пытаются заставить нас забыть нашу историю. Времена смуты сейчас заканчиваются, и в этом огромная заслуга нашего президента Владимира Путина и народа, который поверил ему и смог объединиться, как во времена Минина и Пожарского«.

13:33 В студии Царьграда к беседе присоединяется князь, директор гимназии Святителя Василия Великого Зураб Михайлович Чавчавадзе

Он рассказал о выставке в Манеже.«Там все построено на интерактиве, на кнопках. Информации — бесконечное количество. Здорово описаны переходные моменты крушения советской империи. Я там сфотографировал одну цитату Бжезинского: «Россия при гегемонии Соединенных Штатов будет разрушена, она обречена быть раздробленной и перейти под опеку США».

13:30На открытии памятника князю Владимиру присутствуют министр культуры РФ Владимир Мединский и режиссер Федор Бондарчук

13:28 Историк Сергей Перевезенцево роли Патриарха Московского Гермогена:

«Совсем недавно открыли памятник Патриарху Гермогену. В текстах времен Смуты он называется Столпом. Тем, кто спас Россию. Тогда не оставалось никого, кроме Церкви, кроме Патриарха, которому поверили. Он разрешил свой народ от присяги Владиславу и легитимизировал восстание, благословил и первое, и второе ополчение».

13:25Тем временем начинается освящение памятника князю Владимиру. Царьград ведет прямую трансляцию.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Истину не принимают по расчету, тогда она перестает быть истиной. Памятник Владимиру — это памятник единству всех народов Руси. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, но плохо, если дети забывают, что у них один отец».

13:24 Депутат Госдумы Светлана Журова: «В словах Минина были очень важные призывы защищать русскую землю и оставаться самими собой. До того как начинают трогать и пытаться разрушить нашу историю, у нас будто бы включается какой-то тумблер, мы просыпаемся. Это была наша страна и наша история, и это нас делает единой нацией в любом случае.

Минин объединил совершенно разных людей, чтобы защитить свою землю. Сегодня изменилось пространство для борьбы, мы должны воевать и в информационном пространстве».

13:22 Историк Сергей Перевезенцевв студии Царьграда:«Для нашего народа без памяти нет будущего. Отними у нас историю, и мы погибнем. Это лицо нашего народа. Народ всегда мудрее своих друзей и недругов, и свою историю никому не отдаст».

13:20 На связикорреспондент Вадим Мурашов:

Знаменитые палаты Пожарского на большой Лубянке стремительно разрушаются. Накренились арки, и, возможно, рухнет балкон. А белокаменная лепнина отлетает и обнажается кирпич. В таком запустении эти палаты находятся уже более 20 лет.

Это одно из самых древних зданий столицы — собственный дом князя Дмитрия Пожарского, графа Ростопчина, генерала Орлова-Денисова — именно так он фигурирует в реестре объектов культурного наследия. Последняя и, пожалуй, единственная реставрация была в 1970-х. Тогда художникам удалось восстановить уникальные элементы декора. В 1990 году этот дом стал одним из первых примеров приватизации памятника архитектуры. С 2005 года находится в собственности частной компании. За это время не было предпринято никаких действий по реставрации здания. В 2009 году Росохранкультура подала в Арбитражный суд Москвы иск об изъятии памятника у собственника. Суд принял положительное решение. Однако на состоянии памятника это никак не отразилось. Во время съемок сюжета появились рабочие. Они устанавливали строительные леса. После короткой беседы стало ясно: памятник все же будет спасен.

13:17 Сегодня, в День народного единства, в Москве открывается Мультимедийная экспозиция «Россия — моя история» в выставочном зале «Манеж». На связи со студиейкорреспондент Мария Иваткина.
Писатель, соавтор выставки Александр Мясников:«Мы постарались уйти от стереотипов. Человек, увидев информацию, сам поймет, плохо это или хорошо. Мы здесь придумали такую «реку времени», человек сам в состоянии сделать выводы«.
Экспозиция развернулась на территории более 4000 кв.м. Сейчас в Манеже ждут приезда президента России Владимира Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

13:15Наш корреспондент находится в Нижнем Новгороде, на родине Козьмы Минина, где помнят и чтят память о великом герое русского народа. Он похоронен в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля.

Четыре века назад это место стало одним из последних бастионов русских патриотов, верных присяге. Нижегородцы вели бои и с бандами иностранных наемников, и с переметнувшимися на польскую сторону воеводами. Главная задача была не дать приспешникам Лжедмитрия Второго захватить продовольственные склады на Волге и не дать пройти обозам врага к Москве. Нижегородские воеводы с задачей успешно справились и зачистили от оккупантов всю округу. Во время кампании 1607-1608 года нижегородцы освободили от захватчиков Арзамас, Муром, Владимир. Тушинцы пытались закрепиться в Балахне, но были изгнаны и оттуда.

Минин и Пожарский встали во главе Второго ополчения в самый критический момент Смутного времени. Когда войско подошло к Москве, оно оказалось зажато между польским гарнизоном и подошедшим на помощь полякам корпусом Ходкевича. Несколько дней шла ожесточенная битва, ополченцам приходилось отражать атаки с двух сторон — поляки пытались вырваться из кремля, а Ходкевич прорывался им навстречу.
И когда завязались решающие схватки, они окончились ничем. Минин является к Пожарскому и предлагает дерзкий план — дать 300 бойцов и нанести внезапный удар. Инициатива была перехвачена.
Именно по инициативе Минина был нанесен ночной удар. Минин — торговец рыбой и мясом, но в решающий момент он, не щадя своей жизни, смело вступает в бой

13:10 Доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.Ломоносова Сергей Перевезенцев: «Праздник связан с поминовением одной из самых любимых и почитаемых в народе икон — Казанской. Эта духовная составляющая праздника стоит на первом месте».

13:05Депутат Госдумы, олимпийская чемпионка Светлана Журова:«С возвращением православных праздников традиция в нашей стране находит место и отклик людей, это не только праздник народного единства, но и православный праздник».

13:00 Мы продолжаем марафон «Преодоление смуты» на Царьграде. С этого часа в студииведущие Елена Лосева и Андрей Афанасьев.

Мы приветствуем гостей этого часа: депутата 5-го и 6-го созывов Государственной Думы Олега Владимировича Лебедева, доктора исторических наук, профессора МГУ им. Ломоносова Сергея Вячеславовича Перевезенцева и депутата Госдумы Светлану Журову

12:57Тем временем в студии Царьграда обсуждают либералов и смуту.

Историк Дмитрий Журавлев:«Либералы по-своему искренни, когда говорят, что большинство не понимает сути сегодняшнего праздника. Они ведь считают большинством только себя».

Протоиерей Андрей Ткачев:«Смута — это разруха в головах. А идеи из головы пушками не выбьешь, как говорила Павлу Екатерина».

12:55 Обозреватель Анжелика Кареткинао соцсетях:

В шествии по Тверской приняли участие многие чиновники и общественные деятели, например депутат Московской городской думы Олег Сорока, поделился на своей странице в «Фейсбук» фотографией с такой подписью: «Друзья, поздравляю вас с Днем народного единства! Когда мы едины — мы непобедимы!»

12:50 Тем временем сегодня в выставочном зале «Манеж» открывается грандиозная экспозиция «Россия — моя история». В праздничный день, 4 ноября, выставка «Россия — моя история» открыта с 16:00 до 22:00. Во все последующие дни — до 22 ноября экспозиция будет открыта с 10:00. Вход свободный.

Перед глазами зрителей предстает Россия от Великой Победы в мае 1945 года до наших дней. Это четвертая выставка, завершающая исторический цикл экспозиций, подготовленных по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Все предыдущие проекты уже были встречены необыкновенным интересом у зрителей. Необычность выставки в ее особенной сверхтехнологичной интерактивности. Вместо привычного скучного музея посетители знакомятся с историей своей страны на уровне ощущений. Устроители экспозиции уверены, что такая выставка никого не оставит равнодушным, особенно молодежь.

12:45 Историк Владимир Лавров:«Пожарский был выдвинут как кандидат в цари. Но на Земском соборе 1613 года он вышел и сказал: я снимаю свою кандидатуру. Это был ход глубоко духовно осознанный. Говорили бы, что он захватывал Москву для себя. А он освободил Москву и ушел — и навсегда остался в нашей благодарной памяти».

«Почему именно Михаил Федорович Романов? Пишут, что из-за молодости, мол, им было проще управлять. Но дело не в этом. Род Рюриковичей прервался на Федоре. Мама последнего царя из династии Рюриковичей была из рода Романовых, то есть последний Рюрикович был наполовину Романов. Поэтому в народном сознании Романовы ближе всего к Рюриковичам. Возраст сыграл свою роль, но иначе: юный царь не принимал участия ни в каких интригах, а значит, ему не с кем было сводить счеты».

«Земские соборы создавались как совещательные. Но в 1598 и 1613 годах царя не было, и в этих условиях он стал парламентом, решения Земского собора были обязательными. 600 депутатов, десятки городов, все сословия, включая крестьянство. Земский собор прерывался — две недели длился всероссийский пост, чтобы принять единственно верное решение. И таки его приняли!»

12:42 Протоиерей Андрей Ткачев:«Быдло — это словцо польского интервента, которое прижилось в некоторых умах».

Историк Дмитрий Журавлев: «Что такое смута — это победа сиюминутного эгоизма над здравым смыслом. Сиюминутная маленькая выгода становится важнее даже большой выгоды потом. Это проблема, прежде всего, элиты».
12:35Историк Владимир Лавров: «Элита предала. Но была благодатная почва. Все были верующими. И призыв Патриарха Гермогена упал на эту почву. В 1917 году уже не было такого народа, который был готов массово вступиться за царя».

12:33 Корреспондент Алексей Балашов:есть параллели между Семибоярщиной в XVII веке и «семибанкирщиной» в лихие 1990-е годы.

Начало XVII века. Российская империя. После свержения Василия Шуйского с престола в результате восстания власть в Москве перешла к временному боярскому правительству в составе семерых представителей аристократии. Часть населения Москвы присягнула на верность сыну польского короля Владиславу. Армия Речи Посполитой вошла в Кремль. В подмосковном Тушино расположился другой самозванец — Лжедмитрий Второй.

Конец века ХХ. Современная Россия. И самые напряженные в истории президентские выборы. В отчаянной борьбе за пост главы государства сошлись Борис Ельцин и Геннадий Зюганов. Теневое управление страной перешло в руки олигархической семерки.

Семибоярщина, как и семибанкирщина стали символами смутного времени — слабости власти и предательства интересов Родины. Временное правительство в 1612 заключило договор с поляками о признании русским царем королевича Владислава и впустило польские войска в Москву. Олигархический костяк в 1996 обеспечил победу по итогам второго тура Борису Ельцину и тем самым поставил у руля государства руководителя, готового исполнять все прихоти Запада.

Наш видеосюжет: «Преодоление Смуты. От Михаила Романова к Владимиру Путину»

12:30 Протоиерей Андрей Ткачев:«Представьте себе информационные возможности того времени, ведь расстояния были теми же. Когда анархия властвует так долго, человек уже готов спасовать. Божественное вмешательство очевидно, но должен был быть еще и отклик душ русских людей. Усталость не победила. Это длинное, чудесное событие».

12:28Историк Владимир Лавров: «Козьме Минину, торговцу, старосте был сон, ему явился Сергий Радонежский. Он вышел на площадь и призвал народ идти за ним. За ним пошли, предложили ему возглавить ополчение. Он отметил, что он не полководец. Тогда была предложена кандидатура Пожарского. Князь выделялся тем, что это порядочный, честный человек, готовый послужить православной России. Первое ополчение 1611 года потерпело крах именно из-за внутренних распрей.
Пожарский принял предложение, но с одним условием: он берет военную сторону, а Минин — организационно-хозяйственную».
«И они пошли по святым местам, молились, собирали силы, наводили порядок в стране. Они собрали правительство России — Совет всея Руси, начали управлять страной. Во второй попытке освобождения Москвы нельзя было потерпеть неудачу.
Нельзя не отметить роль Патриарха Гермогена, от которого поляки требовали признать их власть, держали в Чудовом монастыре. Он призывал народ к сопротивлению и был замучен, это наш святой мученик»,— отметил Лавров.

11:25 Историк Дмитрий Журавлев:«Смута — процесс долгий. И он сам определяет, кто станет героем. Чтобы стать героем, нужно быть героем. Выведение на первый план Минина и Пожарского не было простым процессом. Судьба их была очень непростой».

11:20На связи Нижний Новгород, столица Второго ополчения, прямое включение со службы в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля. Здесь проходит возложение цветов к могиле Козьмы Минина и панихида.
На связь выходит корреспондент телеканала ЦарьградИван Колесников

12:19 Обозреватель Ангелина Кареткина: Сейчас самые популярные хэштеги в «Твиттере», «Инстаграме» и других соцсетях — это «День народного единства» и «С праздником!»

Например, Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в России, на своей странице в «Инстаграме» написала следующее: «Во все времена на нашей земле люди различных национальностей, религиозных убеждений и политических взглядов жили в мире и согласии. Это было и остается залогом силы и процветания Отечества«.
Известная спортсменка, депутат Государственной Думы Светлана Журова тоже поздравляет соотечественников с праздником.

12:15 К гостям в студии Царьграда присоединяетсяисторик, доктор исторических наук, академик РАН Владимир Лавров:

«Я думаю, что наши предки воспринимали себя как преемники Византии. Не как вторую Монголию, а как Третий Рим. При Иване Грозном Россия стала претендовать на статус великой державы».

Екатерина Аркаловаоб Иване Грозном:

12:14 Историк Алексей Муравьев:«Очень бы хотелось согласиться, что смутное время преодолено. Я бы сказал, что мы находимся «на выходе». Но как только мы считаем, что все позади, все плохое и происходит. Смутное время — опасность, которая подстерегает нас постоянно. Нужно держать порох сухим».

12:10 Корреспондент Пелагея Тюренковавновь выходит в эфир от Успенского собора Кремля. Она передала слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«То, что мы смогли объединиться, стало возможным только благодаря помощи Богоматери…
Сам факт избрания этого дня в качестве государственного праздника уже является знаком присутствия Царицы Небесной в нашей жизни».
Сейчас Патриарх направляется на Манежную площадь, где его увидит корреспондент Царьграда Мария Иваткина
12:05К нашим гостям в студии Царьграда присоединяетсяисторик, философ Дмитрий Журавлев. «Сегодня мы празднуем не само событие, освобождение Москвы ополчением, а нечто большее.
Наша возможность так объединяться поразительна. В Европе другая культура, индивидуальная. Мы — культура единства. Мы — страна с самым большим в мире кумулятивным потенциалом».

12:04Белгород, в прямом эфирекорреспондент Александра Прозорова:«В городе вовсю идут народные гулянья, несмотря на холодную погоду, дождь и снег».

11:59 Протоиерей Андрей Ткачев:«Я думаю, что человек, закупившийся книжками по истории, начнет понимать, что много раз в истории были моменты, когда нас могло не стать. Но сам факт, что мы сидим и празднуем, что в храмах идут литургии, открываем памятник князю Владимиру, говорит о том, что мы живем здесь и сейчас. Но если бы мы вдохнули воздух 30-летней давности, мы бы не поверили, сказали, что это какой-то фильм «Иван Васильевич меняет профессию«.

«Рильке говорил: все страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом. Чудо — как часть российской истории — это факт, в том числе и преодоление русской Смуты«.

11:57 Философ Алексей Козырево Смуте: «Или пойти на серьезнейшие геополитические уступки Западу — фактически сдать страну, или демонстративно начать резкое укрепление и усиление России. Понятно, нам, простым людям, о первом варианте не хочется даже думать, ибо Запад теперь уже не удовольствуется малым. Первый путь, путь уступок, означает скорый распад России как государства, и окончательную гибель русского народа»(1999 год).

11:55 Смута в России в конце XVI начале XVII веков стала потрясением, поколебавшим самые основы государственного строя.


11:54 Историк Алексей Муравьев: «Бессмысленно искать одно сословие, спровоцировавшее Смуту. Нет такого сословия, которое бы предавало. Люди отшатнулись от антихристовой власти. Люди понимали, что вместо законной власти на «месте святе» находятся те, кого они боялись. Люди считали, что зашли в болото».

11:50 Корреспондент Алексей Балашоврассказывает о сословном составе в России XVII века:

Все сословия на Руси обязаны были служить царю и отличались лишь характером возложенных на них повинностей. Царь как помазанник Божий, священное лицо и представитель Бога на земле стоял над всеми сословиями, издавал законы, был волен казнить и миловать своих подданных.

Население Царской Руси XVII века делилось на служилых людей и тяглых людей. Влиятельным сословием было духовенство, являвшееся наиболее образованной категорией населения и державшей в своих руках такие сферы, как просвещение, культура, идеология. Как и раньше, русское православное духовенство делилось на «черное» – архиереи и монахи, и «белое» — священники.

Во главе служилого сословия стояло около сотни боярских фамилий — потомков бывших великих и удельных князей. Они занимали все высшие должности в военном и гражданском управлении, но постепенно в течение XVII века их позиции теснили выходцы из средних служилых слоев.
Шло слияние бояр и дворян в один класс «государственных служилых людей». По своим социальным и национальным корням этот класс отличался заметной пестротой. В него входили потомки князей и их слуг, выходцы из тягловых сословий, дети священников, купцов, казаков, выходцы из Литвы, крещеные татары.
Дворяне получали за службу поместья из государственных земельных фондов. Потомки вотчинников, в свою очередь, активно привлекались к государственной службе.
Прикрепление крестьян к земле имело сильнейшие социальные последствия. Практика распоряжения личностью крепостных со стороны помещиков неуклонно нарастала, хотя в XVII веке была далека от размеров «критической массы».
Казачья вольница поначалу доставляла немало хлопот московским властям, поскольку влекла беглых крепостных из центральных районов. Но в дальнейшем установился прочный союз казачества с государственной властью.
Казачество обязывалось нести пограничную службу на рубежах государства. Казаки в XVII веке были равны между собой в правах, не имели существенных социальных различий.
В Москве и торговых городах имелись богатые купцы, но на политическое влияние они не претендовали. Русские купцы, промышленники, ремесленники организовывались в «сотни», контролируемые правительством.
Немало людей входило и в низшие слои служилого класса — однодворцы, стрельцы, пушкари, ямщики. Были и такие, кто относился к «гулящим», находился вне крестьянских и посадских общин, не нес «государева тягла» — это наемные рабочие, скоморохи, нищие, бродяги.

11:45«История — таинственная книга, которая пишется двумя руками. Это рука человеческая и рука Божия«, — отметилпротоиерей Андрей Ткачев.

«В чем сила, брат?» — помните? Данила Багров — это сказочный персонаж. Человек, который вершит историю, действует по промыслу Божию. Это архитипический персонаж деятеля русской истории», — добавил он.

11:40 Историк Алексей Муравьев:«Годунов почувствовал, зашаталось после убийства царевича. Вне зависимости от того, виноват он в этом или нет. Но то, что правда умалилась в результате чудовищных событий в Угличе — безусловно.

Мы видим сожаление, что правды мало стало, что люди забыли христианский закон, а в результате усилилось предательство. Череда предательств была — это было массовое явление«.

11:37 Телеведущий Юрий Пронько:«Сумевший после смерти законного наследника Ивана Грозного — царя Федора овладеть браздами правления, Борис Годунов чувствовал шаткость и непрочность своей власти. Однако ее легализация через выборы Земским собором не принесла успокоения ни самому Годунову, ни стране в целом. Формально Годунов был легальным, законно избранным царем. Однако в глазах населения, в отличие от Ивана Грозного, он не был легитимным«.

11:35В студии Царьграда историк Алексей Муравьев,специалист по истории восточного христианства:

«Было несколько западных попыток захвата Москвы. Последний не состоялся, а предпоследний состоялся в 1812 году. В предыдущие столетия Москва представляла собой лакомый кусок для интервентов. Когда ополчение освободило столицу, это был праздник свободы. И именно его мы празднуем сегодня».

«Если посмотреть, с точки зрения богатств, нефть и газ еще не были открыты. Русь торговала деревом и пушниной. Было два фактора — земля, пространство и, как следствие, торговые пути. Запад уже тогда понимал значение пути, соединявшего его с Востоком».
 
«Россия — это ключ к Востоку«, — резюмировал Муравьев.

11:30 Корреспондент Алексей Балашов: На Руси варягами называли выходцев из Скандинавии — викингов и их обрусевших потомков, бывших наемными воинами, либо торговцами в Древнерусском государстве и Византии. «Повесть временных лет» связывает с варягами появление государства Русь. Ряд источников сближает понятие «варяги» со скандинавскими викингами.

Именно представители финно-угорской языковой семьи являются древнейшим населением России. На страницах летописей встречается название «чудь». Первоначально этим именем славяне называли всех финно-угров. И лишь когда Русь начинала устанавливать более тесные экономические и политические отношения с «чудью», тогда и появлялось особое название. Вепсы, водь, ижора, ингерманландские финны и карелы наряду с русскими — коренное население Северо-Запада России. От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного Ледовитого Океана — исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов.

В XVI-XVII веках русские Московской Руси и русины Речи Посполитой осознавали себя разными этническими группами. Одни называли себя русскими, другие — русинами, русью, хотя и те и другие исповедовали православие.

В ходе расширения территории России в XV-XVII веках в ее состав также вошли многие неславянские народы Русского Севера (ненцы, саамы и др.), Северного Кавказа (кабардинцы, адыги, некоторые дагестанские народы и пр.), народы Поволжья (казанские татары, башкиры, чуваши, ногайские татары и т.д.), народы Сибири (сибирские татары, буряты, манси, ханты, чукчи, эвенки и др.).

К концу XVII века Россия складывается как полиэтническое государство, объединявшее многие народы, находившиеся на разных стадиях развития. Применительно к эпохе XVII в можно говорить лишь о народах, этносах, переживающих период становления и развития. Вплоть до XVIII века еще нет наций, которые появятся только в Новое время, в эпоху европейских империй.

11:26 Протоиерей Андрей Ткачево либералах:«Мне понятен их темный задор. Почему такая нелюбовь к своей истории? Есть влюбленность в выдуманный идеал. Как у Гоголя в «Тарасе Бульбе», Остап и Андрий — сыновья одной матери. Андрий влюбляется в полячку. Здесь есть тайна какой-то порочной любви к чужому. Тупой как пробка человек влюблен в чужую землю, где «трава зеленее».

 

11:23ОбозревательАнгелина Кареткинарассказывает о том, что жители разных российских городов пишут в соцсетях о праздновании Дня народного единства и памяти Казанской иконы Божией Матери.
«В Екатеринбурге начался общегородской крестный ход, посвященный Дню народного единства и Казанской иконы Божией Матери. Поздравляют всех граждан нашей страны пользователи соцсетей из Севастополя, Санкт-петербурга, Москвы и других городов нашей необъятной страны«.

11:20 Корреспондент Царьграда Алексей Балашоврассказал об открытии памятника князю Владимиру в Москве. Царьград будет вести прямую трансляцию с открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру.

В День Народного единства в Москве открывается памятник святому равноапостольному Князю Владимиру. Памятник Крестителю Руси составляет 16 метров в высоту, на его создание ушло 25 тонн бронзы. Позади него расположены три барельефа, повествующие о его деяниях. К монументу ведет лестница с волнообразными ступенями. Вокруг высажен газон со встроенной подсветкой.

Долгое время в обществе шли дискуссии — где поставить монумент. Рассматривались варианты на Лубянской площади, Воробьевых горах, в Замоскворечье. Но в итоге было принято решение установить памятник на Боровицкой площади. Либеральная общественность такое решение опротестовала, обвинив власти в искажении исторического облика Москвы. Но архитекторы уверены, что памятник только придал площади новый смысл.

Архитектор памятника — Салават Щербаков.

11:18Уже совсем скоро состоится торжественное открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру, в котором примет участие президент России Владимир Владимирович Путин. До настоящего времени в России память о великом князе была увековечена только изображением Крестителя Руси в композиции монумента «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

11:15«Преодолели ли мы смуту 2.0? Хаос — это то, что нельзя победить навсегда. В Апокалипсисе есть образ сатаны, сидящего на цепи. Силы хаоса вечно требуют бдительности. Если мы начнем расслабляться, хаос вступит в свои права и может снова начаться смута«, — считает протоиерей Андрей Ткачев.

11:14 История — это не музей, это реальная школа, уверен протоиерей Андрей Ткачев.

«Когда все совсем плохо, сравнить сегодняшнее «плохо» с тем, что было раньше, очень полезно. Раньше было хуже, и выкарабкались. Опыт сравнения бесценен«.

11:10В студии Царьградапротоиерей Андрей Ткачев:

«Для новой России это пробуждение, одна из граней его. Длинная память — это аналог глубоких корней, и она не должна ограничиваться короткими отрезками… Дух Божий дышит над историей. И не столько сам человек придумывает праздник — Бог движет людей на поиск глубокой идентичности».

11:08На прямую связь со студией из Нижнего Новгорода, столицы Второго ополчения выходит корреспондент телеканала «Царьград»Иван Колесников

«Нижний Новгород стал той отправной точкой, из которой начался освободительный путь ополчения. Сегодня в городе будет масштабный крестный ход«, — передает он

11:05 Корреспондент Царьграда Пелагея Тюренковао Казанской иконе Пресвятой Богородицы:

Этот святой образ, явленный во граде Казани в 1579 году, более четырех столетий является символом нашего народного единства и славных побед русского воинства. Уже сама история обретения Казанской иконы десятилетней Матроной, дочерью простого стрельца, наглядно показывает, в чем заключается подлинное народное единство.

«Не яви убо образа своего Владычица ни святителю, ни начальнику, ниже вельможе или богату: но яви чудный свой образ дщери мужа от простых, имуща мудрость на войне стрелебную…»

Именно осознание необходимости единения всего народа перед лицом западных интервентов позволило простому торговцу Козьме Минину стать, наряду с князем Дмитрием Пожарским, главным организатором русских побед 1612 года. И именно с молитвами перед Казанским образом Пресвятой Богородицы связывают освобождение Москвы народным ополчением. К чему и был приурочен осенний праздник этой иконы.

Как подчеркнул в своем Первосвятительском слове в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Празднование Казанской иконы Божией Матери, связанное с победой ополчения Минина и Пожарского, возвращает нас к удивительному героизму нашего народа, проявившемуся в подвиге самоорганизации людей без всякой команды сверху. Это был величайший пример самоорганизации, героизма, пробуждения национального самосознания, которое есть самое лучшее лекарство от смуты..

Сегодня Казанскому образу посвящены сотни православных храмов и монастырей. И, несмотря на то что обретенная в XVI веке икона, к сожалению, давно утрачена, Казанская и сейчас является одним из главных символов русской духовной культуры.

11:04 Корреспондент Пелагея Тюренкованаходится возле Успенского собора Московского Кремля, где Патриарх Московский и всея Руси Кирилл служит Божественную Литургию.

11:00Марафон «Преодоление смуты. Купно за едино!» начинается. В студии ведущие Царьграда Алена Горенко и Юрий Пронько. В первом часе обсудим праздник с историком и востоковедом Алексеем Муравьевым и протоиереем Андреем Ткачевым.

Трагический период в истории России с 1598 по 1613 год справедливо называют Смутным временем, когда русский народ фактически находился под западной оккупацией. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.

Однако в нашей истории был и другой страшный период, не менее смутный — лихие 1990-е годы, когда прозападные силы развалили единую страну. И только благодаря тому, что в самый критический момент президент Владимир Путин взял власть в свои руки, Россия вновь стала подниматься с колен.

И в XVII, и в XX веках нашлись сильные лидеры, которые спасли Русский мир от тотального поглощения Западом, победили продажных интервентов и переориентировали политику на курс восстановления суверенитета и укрепления государственности. Россия — традиционно монархическая страна, и только твердое, единое руководство способно защитить государство от западной оккупации. И в том, и в другом случае русский народ поверил, что битва идет не за частные интересы бояр и олигархов, но за сохранение истинной веры.

Подробнее:День Русского народного единства: Онлайн-трансляция телемарафона http://tsargrad.tv/article/2016/11/04/den-russkogo-edinstva-onlajn-transljacija-telemarafona