Протоиерей Андрей Ткачев: «Сегодня мы поговорим с вами о соли. Соли, которой мы солим нашу пищу, и соли духовной, о которой говорится в Евангелие.
Соль – это ритуальное вещество. Для Востока, где все гниет быстрее, потому что жарко, соль является символом сохранения продуктов от гниения. Консервации, как у нас сейчас, не знали, заморозки не было. И поэтому все нужно было солить. Солили мясо, солили овощи. В этом смысле соль – благодать, которая хранит от растления, гнилостности. То, что имеет соль в себе, то не гниет и сохраняется, а что не содержит соли, то червивеет. В том числе, и в душе человеческой, человек, таким образом, погибает. Об этом и говорит Священное Евангелие.
Соль была предписана для богослужебного потребления. В Евангелие напоминается о древних практиках ветхозаветного богослужения, о том, что всякая жертва солью осолится.
Очень важно понять для нас сегодняшних, что, например, сладкое Богу в жертву не приносилось. Сладкими были естественные продукты – мед, изюм, хурма, что-то такое сахаросодержащее. Так вот мед и другое сладкое Богу в жертву не приносилось. А вот соленое нужно было приносить – «всякая жертва солью осолится». Несоленую жертву приносить Богу было нельзя. Это тоже символ, тоже образ некоей мудрости, которая присутствует в человеке. Символ невкусности, что ли. Потому что соль с одной стороны дает вкус пище, с другой, в случае пересола, делает ее неудобпреемлемой.
Человек духовный – он, в общем-то, вкусный, нужный, полезный, но не всем и не всегда, потому что он бывает пересоленный, и мы этого уже не понимаем. Слишком святых мы воспринимать не можем, потому что мы грешники».