«Самое гениальное» произведение кинопропаганды Третьего рейха на самом деле могло быть задумано как антифашистский манифест

 

Согласно общепринятой точке зрения, документальный фильм «Триумф воли» немецкого режиссера Лени Рифеншталь считается выдающимся кинопроизведением нацистской пропаганды 30 –х годов прошлого века, в идеологической нацеленности которого на восхваление гитлеровского режима не приходится сомневаться. Вот что говорит по этому поводу справка из Википедии:

«Триумф воли» (нем. Triumph des Willens) — фильм о съезде НСДАП в 1934 году в Нюрнберге, снятый кинорежиссёром Лени Рифеншталь по заказу Гитлера. Премьера состоялась 28 марта 1935 года в кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине. После крушения Третьего рейха демонстрация фильма в Германии была запрещена, так как он, по мнению союзников, служил распространению идей национал-социализма. Сегодня его показ в Германии разрешён только в учебно-просветительских целях с обязательным вступительным словом киноведа или историка»…

На днях случилось еще раз посмотреть эту картину. И еще раз усомниться в том, что расхожая точка зрения на этот фильм соответствует действительности. Фильм действительно талантлив, возможно, даже гениален. Но, на мой взгляд, это шедевр не нацистской, а скорее наоборот — антинацистской пропаганды. А гениальность Рифеншталь заключается именно в том, что она умудрилась впарить этот откровенный гротеск Гитлеру и Геббельсу как лучший фильм о национал-социализме, и они только слюни пускали от умиления.

По сути, режиссер, меньше чем за полтора часа экранного времени, сумела показать весь концентрированный ужас нацистского правления, поголовное сумасшествие узколобых фанатиков, бешеные пляски с бубнами и тамтамами, вполне первобытные факельные шествия, полное стирание в ноль человеческой личности и звериное в своей гнетущей бесконечности и бездумности миллионноротое «Хайль!»

Любой нормальный человек, когда посмотрит на такое со стороны, скажет, что это полный, концентрированный кошмар. Те, кто был внутри, этого, естественно, не ощущали, потому что сами были частью этого кошмара. Но со стороны, человеку, не расплющенному бурей и натиском этой стихии, четко видна вся нелепость и системная бесчеловечность происходящего.

Если Лени Рифеншталь была внутри этого процесса, то, следовательно, она была ярой нацисткой и снимала, соответственно, нацистскую пропаганду. Но была ли она внутри? Или все-таки наблюдала его снаружи, с позиций не утратившего адекватность нормального человека?

Ключ к пониманию её внутренней природы дала случайная фотография, сделанная в сентябре 1939 года в Польше. Лени неожиданно для себя оказалась в маленьком польском городке в тот момент, когда там происходил расстрел заложников. И весь ужас происходящего застыл у неё на лице. Это не было лицо бесстрастного нацистского фанатика, для которого такие вещи — нечто само собой разумеющееся. Это было просто лицо страшно испуганной женщины. Отреагировавшей на эту ужасную ситуацию именно так, как только и может отреагировать нормальный человек.

Восхищённые ужасом

Но если Рифеншталь была адекватным человеком и её реакции на происходящее были вполне нормальными, то она никак не могла считать нормой весь тот сумасшедший дом и безумный цирк, который она снимала на партийном съезде в Нюрнберге в 1934 году. Значит, она могла понимать, что это кошмарный психоз, от которого ничего хорошего ждать не следует, что происходящее с людьми в Германии действительно ужасно. Понимала и при этом снимала нацистский фильм? Не верю.

Куда больше похоже на то, что она смотрела на происходящее примерно так же, как и я, как и многие миллионы не одураченных нацизмом нормальных людей. И решила показать всё, как есть! Потому что этого было вполне достаточно. Для тех, кто был внутри процесса – этот фильм был полный восторг. И режиссера мгновенно сделали гением нацистской кинопропаганды. Для тех же, кто был извне, в том числе и для самой Лени — такой же полный, идеальный кошмар. Иного способа в тех условиях выразить своё настоящее отношение к нацизму, показать его людям во всей его отвратительной сущности, у Рифеншталь просто не было. И у неё, черт возьми, получилось! Во всяком случае, ничего более обличающего нацизм, столь ярко и убедительно показывающего его дьявольскую природу, в киноискусстве с тех пор создано не было.

Юрий Селиванов, специально для News Front