Почему операция «Антропоид» в принципе невозможна в современной Одессе.

 

В 2016 году вышел на экраны голливудский фильм «Антропоид» — очередная хвалебная ода «героической борьбе» Запада и его спецагентов против нацистского третьего рейха.

Авторы этой картины заслуживают благодарности уже за то, что дали хорошую «информацию к размышлению» по целому ряду важных поводов.

Во-первых, в этом отнюдь не антизападном фильме прямым текстом сказано, что  «Запад сдал Чехословакию Гитлеру» в 1938 году в ходе Мюнхенского сговора, который в картине без обиняков назван «предательством Чехословакии».

Явный идеологический прокол, допущенный авторами фильма в данном случае (явно сказалось участие в картине представителей Чехии, которые ничего не забыли и не простили Западу) особенно очевиден на фоне состоявшегося на днях очередного пропагандистского спектакля с участием неразлучного трио «городских сумасшедших» — властей Украины, Польши и Литвы,  которые своим совместным решением назначили СССР  виновником второй мировой войны наравне с гитлеровской Германией. Что-то здесь явно не срастается, если ящик Пандоры второй мировой, как признается в этом фильме, был открыт в Мюнхене еще за год до пакта Молотова-Риббентропа.

Сама по себе картина, не считая этого крайне важного откровения, довольно убогая. Достаточно сказать, что её создатели даже не удосужились толком объяснить зрителю – кто такой этот Гейдрих и зачем его понадобилось убивать. Личность этого «пражского мясника» вообще оказалась за кадром картины. Даже его лицо появилось на экране всего на несколько секунд — уже в момент покушения. Странный художественный прием, особенно если учесть, что современная малообразованная публика в массе своей практически ничего не знает о том уже давнем периоде истории и, тем более, не в курсе какую роль играл в нём означенный Гейдрих.

Так что за драматургию — чистая двойка. Но это, в конце концов, личные проблемы  авторов фильма. Мы же обратим внимание на другое. На то, что позволяет перебросить мостик в наши дни и провести некоторые достаточно актуальные сравнения.

Зачем  надо было убивать нацистского наместника Богемии и Моравии, из фильма, как мы уже сказали, не очень понятно. Ну — палач, ну важная фигура в рейхе. Но мало ли таких было!

Проясняет ситуацию справка из Википедии. Оказывается союзникам нужен был фитиль к бочке с порохом:

«План убийства Гейдриха сложился в октябре 1941 года. Бенеш вёл переговоры с главами стран антигитлеровской коалиции за отмену Мюнхенского соглашения, поэтому ему было необходимо поднять престиж своего правительства и всего чехословацкого Сопротивления. Кроме того, убийство кого-либо из крупных нацистских политиков вызвало бы карательные операции немцев, которые, в свою очередь, ожесточили бы местное население. Журналист Хайнц Хёнетакже указывает, что после репрессий в начале своего правления Гейдрих начал проводить политику умиротворения, которая была не в интересах Сопротивления»

Само собой разумеется, что такая не отличающаяся особым благородством задача как, посредством убийства Гейдриха, натравить на чешское население немецких карателей и, тем самым, разжечь в Чехии пламя партизанской  войны не очень-то киногенична и явно не подходит для целей публичной   кинопропаганды. Ведь по сути именно агенты Лондона, убившие Гейдриха, ответственны за трагедию деревни Лидице и смерть многих тысяч чехов, расстрелянных немцами в порядке возмездия. Тем не менее, не приходится сомневаться, что в условиях войны именно задача разжигания конфликта на данной территории вполне могла стать главным мотивом к проведению такой спецоперации. И в какой-то мере британские спецслужбы своего добились. Движение сопротивление в Чехии было реанимировано и даже сумело организовать восстание в Праге, хотя уже и в самый канун прихода в  город советских войск.

И вот здесь пришло время для того, чтобы обратиться к событиям нашего времени.  Нынешняя оккупированная чужеродным и фактически чужеземным, галицийским режимом Одесса во многом сходна с оккупированной гитлеровцами Прагой. В том числе и в том, что оккупация эта,  несмотря на отдельные зверства, которые вполне под стать гейдриховским, носит достаточно мягкий характер. В фильме «Антропоид» показаны сцены повседневной жизни оккупированной нацистами столицы бывшей Чехословакии, на которых мы видим вполне благополучный, мирный город с живописными  трамвайчиками на улицах и весьма прилично одетыми, неплохо упитанными гражданами. В нынешней Одессе оккупанты тоже активно занимаются «умиротворением» населения, проводя всевозможные фестивали и прочие увеселения. Точно также и Гейдрих, в тот роковой для него день, планировал открыть очередной музыкальный фестиваль.  В общем — все достаточно похоже, в том числе и крайне дохлое состояние движения сопротивления в обоих случаях.

Вопрос: так может быть  нынешние спецслужбы, противостоящие киевскому режиму, в том числе донецкие и российские, чего-то недорабатывают? Может быть им тоже следует провести нечто вроде британской операции «Андропоид», угрохать какого-нибудь современного сатрапа, типа Парубия, чтобы вызвать ответную волну репрессий режима в той же Одессе и зажечь, таким способом пламя всенародного сопротивления?

Увы, но должен уверенно констатировать, что о недоработке спецслужб в данном случае речь не идет. Потому что ситуация на Украине несколько иная. Если в случае с Третьим рейхом, там был некий стальной сердечник,   волевое государственное начало, единая общенациональная воля, способные  предельно жестко реагировать на любое противодействие оккупационной власти, то в украинском случае  всем эти даже не пахнет.

Практически это означает, что если указанные спецслужбы угрохают даже самого Порошенко, не говоря уже о каких-то совсем никчемных аваковых или турчиновых, то никаких архижестоких и массовых  репрессий  по этому поводу, скорее всего, не последует. Во-первых, никто из деятелей киевского режима не обладает личным авторитетом, хотя бы отдаленно сравнимым с действительно высокой личной популярностью ведущих деятелей третьего рейха, среди которых был и Гейдрих. Соответственно, их гибель будет встречена даже сторонниками режима вполне безразлично и никакого «общественного запроса» на акцию возмездия не возникнет. Кроме того, карательный аппарат оккупационной власти настолько слаб и недееспособен, а число её активных, фанатичных сторонников настолько ничтожно по сравнению с общей массой населения, что она просто не сумеет организовать ничего даже отдаленно похожего на массовые репрессии. Сегодня этот полностью скомпрометировавший себя киевский «рейхскомиссариат» психологически не способен уже даже на те ограниченные акции устрашения, которые он устраивал на Украине еще два с половиной года назад. В частности, крайне сложно себе представить возможность повторения на оккупированном юго-востоке Украины чего-то подобного ужасам «одесской Хатыни».  Соответственно, вероятность ответной вспышки гнева в отношении режима со стороны невинно уничтожаемого населения весьма незначительна. Именно поэтому ничего подобного операции «Антропоид» с её далеко идущими политическими целями на современной Украине провести не получится.  Было бы  иначе, тот же одесский Саакашвили уже давно бы сыграл в ящик. Но здесь явно нужны другие подходы и методы.

Юрий Селиванов