За нелояльность к государству в Латвии теперь хотят увольнять. Не всех – только учителей. Лояльность будут определять по блеску глаз. Чтобы блестели как надо и когда надо. Как раз к Международному дню учителя подготовили поправки к закону. В подарок.

 

Извините, но придется начать издалека, чтобы потом путаницы в терминах не было. Вы знаете, что такое лояльность? Нет, в разговоре, споре, дискуссии определить это понятие просто. Для этого достаточно того, чтобы как минимум двое участников хотели это сделать. Не получится – можно и в словарь заглянуть. А вот когда речь идет не об обычной болтовне, а о чем-то более серьезном – каких-то действиях, сразу возникает масса нюансов. Кстати, в самом слове «лояльность» можно найти много чего. Но чего там точно нет – это действия. Лояльность – это не глагол.

Есть определенные законы и кодексы, регламентирующие разные действия граждан. В них тоже масса всего, но неизменным является наличие глаголов. За совершение (реже – несовершение) некого действия вам, гражданин, полагается… далее см. пункт такой-то. В общем, получают люди по башке за какие-то действия. Правда, надо оговориться – в XXI веке, в обычных странах.

Латвия – страна обычная. Но это если издалека смотреть. Правда, далеко от глобуса отходить не стоит, а то можно утерять из виду. Однако если присмотреться, то необычного хватает. Вот тут правительство утвердило поправки к закону, которые предполагают, что педагога можно уволить за нелояльность к государству. Шум-гам подняли, конечно. Формулировки такие, что никто ничего не понял.

Одни говорят – это правильно, что учителей будут проверять на лояльность. Вторые сразу спрашивают – а как? Ну, скажет, что апельсины приносил – и что? Третьи говорят – нет, проверять не будем, достаточно одной анонимки. Внимательные школьники и особо бдительные родители все сами принесут и доложат. Четвертые за голову хватаются: тут, говорят, инквизицией попахивает, так ведь кого угодно можно – того. Пятые считают, что ничем не попахивает, а как пахнет инквизиция – никто уже не помнит. Может, она и не такая страшная была, как эти ваши нелояльные к ней педагоги рассказывают.

Шестым, конечно, как всегда наплевать. Седьмым не наплевать, а важно уточнить, про них речь или не про них? Точно не про нас? А, ну и хорошо, принимайте, нам тогда наплевать. Были и восьмые, пока не появились девятые, говорили – да что вы, это же так, ну надо принять, ну чтобы «мало ли что». А вдруг чего, ну и вот тогда – да. Девятые сказали – а это как раз по нашу душу. Мы по этому закону – уже.

Девятыми оказалась преподаватели частной школы (угадайте сразу, на каком языке там преподают). Им отказали в продлении аккредитации на учебную программу, сославшись на нелояльность одного из учителей. Те спрашивают: а кто именно? Им отвечают: а не скажем. Так, а как исправиться? А никак.

Затем пошли подробности. Представители школы, понимаешь ли, приняли участие в празднованиях 9 Мая в Риге, кто-то принял участие в акции «Бессмертный полк». Это что за нелояльные штуки? Это что за неправильное отношение? В общем, все ясно – помыслы ваши не чисты, горите вы в аду. Вернее, нет у вас теперь аккредитации. Не будете вы никого учить.

Вот как выходит. Есть действие? Есть. Запрещено? Нет, не запрещено. Но указывает на отношение. А вот отношение – запрещено. За тайные помыслы теперь будем увольнять. А правительству нашему можно только в ноги поклониться за приверженность добрым старым европейским традициям. Еще Средних веков. Хороший закон приняли. По своему образу и подобию. Латвия как образец лояльности знает, что к нелояльности лояльно относиться нельзя.

Петр Малеев