Губернатор Одесской области Михаил Саакашвили заявил, что намерен вернуться в Грузию в связи с предстоящими там 8 октября парламентскими выборами.

 

«Я действительно собираюсь вернуться в Грузию и защитить интересы результатов выборов», — заявил Саакашвили в Нью-Йорке во время встречи со сторонниками грузинской партии «Единое национальное движение» (ЕНД).

Пока непонятно, каким образом и в качестве кого хочет вернуться на родину Михаил Саакашвили. В Грузии против бывшего президента возбуждены три уголовных дела, он объявлен там в розыск. 4 декабря 2015 года Саакашвили был лишен грузинского паспорта поскольку получил гражданство Украины. А, лишившись гражданства, он, по грузинским законам, перестал быть и председателем той самой партии ЕНД, с помощью которой хочет возвратиться в грузинскую политику.

Но дело в том, что рейтинг Саакашвили на Украине в последние месяцы резко упал, а все проекты «ушли в гудок». Очевидно, что он не столько стремится в Грузию, сколько хочет уехать с опостылевшей ему Украины.

«Не корысти ради…»

Одесским губернатором Михаил Саакашвили стал 30 мая 2015 года по указу президента Петра Порошенко. Назначение было триумфальным, хотя и с некоторым скандальным подтекстом. Триумфальным потому, что главой Одесской обладминистрации был назначен бывший президент, то есть, как предполагалось, человек с большим государственным, политическим и международным опытом.

А скандальным потому, что зарплата губернатора была смешной – 250 долларов США в месяц.

Украинские СМИ тогда сразу же задались сакраментальным вопросом, сможет ли новый губернатор «сводить концы с концами» при такой незавидной зарплате.

Саакашвили ответил всем своим критикам в Фейсбуке.

«Для того, кого это интересует, моя американская зарплата составила почти $200 тыс. перед назначением в Одессу, и к этому должны были добавиться доходы от лекций и публичных выступлений. Я и мои друзья приходим на госслужбу не за деньгами и вообще, служба обществу всегда важнее, чем деньги», — написал Саакашвили в мае 2015-го.

Но эта была ложь. Дело в том, что зарплату Саакашвили получал в американском Новом международном институте лидерства, откуда им была предоставлена соответствующая справка:

Справка об американских доходах, опубликованная Михаилом Саакашвили в социальной сети Facebook. 2015 год

Справка об американских доходах, опубликованная Михаилом Саакашвили в социальной сети Facebook. 2015 год

Однако, если внимательно прочитать документ, становится понятно, что принят на работу Саакашвили в этот институт был 1 мая 2015 года, справку получил через две недели – 15 мая, а губернатором был назначен 30 мая того же года. То есть такой ежегодной зарплаты в США он не получал, да и в самом институте Саакашвили официально проработал всего лишь две недели.

Саакашвили и его команда

С самого начала было понятно, что приехал на Украину экс-президент Грузии действительно, «не корысти ради», а за политической реабилитацией и поэтому сразу же стал участвовать в Евромайдане.

Главный посыл Саакашвили был прозрачен и прост: Россия и Путин хотят произвести политическое рейдерство, захватив независимую Украину, и этому надо активно противостоять. Об этом он заявил в феврале 2014-го, активно включившись в качестве спикера в организованный украинской оппозицией государственный переворот.

В принципе, сегодня можно однозначно констатировать, что антироссийским по своему характеру Евромайдан стал во многом благодаря усилиям именно Саакашвили.

Что и понятно: поражение в российско-грузинской пятидневной войне стало одним из самых неприятных эпизодов его политической биографии. Реабилитация могла быть только на полях революционных сражений, то есть – на Украине.

Однако только в феврале 2015-го он был назначен советником президента Порошенко, а в мае – одесским губернатором.

При этом Саакашвили пришел со своей командой. Министром здравоохранения был назначен Александр Квиташвили, заместителем министра внутренних дел Екатерина Згуладзе, заместителем генпрокурора Давид Сакварелидзе, а начальником украинской национальной полиции Хатия Деканоидзе. Все это были люди с опытом реформ в соответствующих отраслях Грузии, то есть при президентстве Саакашвили.

С такой командой и, кроме того, мощной поддержкой на уровне президента Украины от Саакашвили можно было ожидать значительных успехов. Но не получилось.

Министра здравоохранения Квиташвили чуть не уволили через полгода работы – за провал компании по вакцинации. Вакцинация, особенно младенцев и подростков, по сути провалена, а деньги «ушли» перекупщикам. 14 апреля Квиташвили покинул свой пост в связи с формированием нового кабинета министров Владимира Гройсмана, в который его уже не взяли.

Замгенпрокурора Давид Сакварелидзе активно боролся с коррупцией в генпрокуратуре, за что был в августе 2015-го сначала переведен прокурором в Одесскую область, а потом в марте 2016-го вообще уволен из органов прокуратуры.

Екатерина Згуладзе сама подала в отставку в мае 2016-го. Причины понятны. Ее номинальный шеф  – министр внутренних дел Украины Арсен Аваков официально и прилюдно воевал с ее политическим покровителем Михаилом Саакашвили.

Сегодня из команды Саакашвили осталась лишь руководитель нацполиции Хатия Деканоидзе. Но про нее Саакашвили заявил, что «я например, привез бы Хатию Деканоидзе в Грузию и назначил бы министром внутренних дел».

Причины столь плачевного финала работы команды Саакашвили на Украине становятся понятными на примере украинской карьеры Давида Сакварелидзе.

Воевал с коррупцией, провел обыски у коллег в генпрокуратуре, даже несколько человек посадил в СИЗО. Но их выпустили, а уволили Сакварелидзе. Когда увольнение состоялось, президент Порошенко позвонил Сакварелидзе и пообещал поддержку, мол, разберусь. Но больше не звонил, в должности не восстановили. Борец с коррупцией Сакварелидзе оказался не нужен Украине Петра Порошенко.

Кто кого превратил в «ничтожество»

Став губернатором, Саакашвили громко объявил о борьбе с коррупцией в Одесской области. Тогдашний посол США на Украине Джеффри Пайетт, находясь в Одессе, заявил, что Госдепартамент США поддерживает Саакашвили в его борьбе с коррупцией, а Одесская область должна стать «лабораторией реформ в Украине».

Но с реформами и в Одессе и в области – туго. Как и в борьбе с коррупцией. Потому что корни и того и другого находятся не в Одессе, а в Киеве.

Поэтому Саакашвили стал говорить, что бороться надо на республиканском уровне.  Летом 2015-го года Саакашвили стали называть среди возможных приемников премьера Арсения Яценюка. Но Порошенко тогда же объяснил, что премьер на Украине есть – это Яценюк, а потому рассматривать другие кандидатуры преждевременно.

Зато отреагировала команда Яценюка. И Саакашвили «технично слили». В Одесской области начались проверки, изматывающие и предпринимателей и госчиновников. А 14 декабря 2015-го на заседании Национального совета реформ, которое проходило под председательством президента Порошенко,  министр внутренних дел Украины Аваков запустил в Саакашвили стаканом с водой, следом Яценюк назвал губернатора «гастролером» и потребовал от него «убираться с Украины». Порошенко заседание совета досрочно закрыл, но разбираться с бузотерами не стал.

10 февраля 2016-го года сначала представители Минобороны Украины объявили о начале расследования в отношении Саакашивли за нарушение военной цензуры. Губернатор опубликовал на своей страничке в Фейсбуке свои фото с бойцами АТО. Позже  Минобороны поддержал секретарь Совета по национальной безопасности и обороне Александр Турчинов, утверждая, что Саакашвили чуть ли не акт предательства новой родины совершил.

Не изменилась ситуация вокруг губернатора и после смены премьера и генпрокурора. 26 мая 2016 года сотрудники генпрокуратуры Украины и киевского спецназа СБУ провели обыски в обладминистрации в рамках расследования растраты средств фонда «На благо Одессы».

Саакашвили тогда заявил, что «вынужден был взломать дверь, потому что они (правоохранители – ред.) держали наших сотрудников без адвокатов, в нарушении всех законов, взаперти. Это чистейшая политическая провокация, заказанная вот этим ничтожеством из Генеральной прокуратуры».

«Ничтожество» – это, видимо, новый генпрокурор Украины Юрий Луценко, вместе с которым Саакашвили в феврале 2014-го призывал радикалов к государственному перевороту на Украине.

И, что характерно, Порошенко опять не вмешался в конфликт членов своей команды.

«Движение» без движения

Летом нынешнего года Саакашвили объявил, что отправляется в пропагандистское турне по городам Украины, где будет агитировать за созданное им движение «За очищение!». Очищать Украину предполагалось от коррупционеров, а создавать на основе этого движения новую партию.

Вместе с Саакашвили отправились и несколько депутатов парламента Украины, оппозиционно настроенных к власти. Что произошло, так сказать за кулисами Движения, мы не знаем. Известно только, что, вернувшись из турне, депутаты Верховной рады и оппозиционеры Мустафа Найем и Сергей Лещенко объявили о создании своей партии «Демократический Альянс». Но уже без Саакашвили.

Так и получилось, что все политические и прочие проекты Саакашвили разбились о реальность. Как любовь разбивается о лодку быта, так и амбиции Саакашвили на Украине разбились о лодку повседневности.

Через полтора года губернаторства Саакашвили оказался не нужен президенту Порошенко ни в качестве политического партнера, ни в качестве опытного реформатора, ни в качестве приемника.

«…А токмо волею пославшей мя жены»

Правда, была еще одна функция у Саакашвили на Украине. О которой он сам никогда и нигде не говорит, но которая «вырастает» из информации о «Новом международном институте лидерства» (НМИЛ), откуда он ушел, поступая на госслужбу на Украине «не корысти ради».

Да, официально он пришел туда работать в мае 2015-го. Однако, по свидетельству тех, кто встречался с Саакашвили уже с осени 2014-го, он раздавал свои визитки, на которых был указан именно этот Институт.

НМИЛ был создан в августе 2014 года, штаб-квартира его находится в Вашингтоне, цели: ежегодно набирать несколько групп для тренингов в США, концентрируясь на странах «Восточного партнёрства» — Украине, Молдавии, Белоруссии, Грузии, Армении и Азербайджане.

Преподавателями Института являются бывшие сотрудники Госдепа и  оборонного ведомства США, малоизвестные широкой публике профессора и доктора наук, бывшие, но сравнительно молодые госчиновники США «на пересидке» (от одного до другого назначения).

На самом деле, судя даже по официальной информации, Институт создан для реализации сугубо деликатных внешнеполитических и финансовых задач американской элиты. Он объединяет тех, кто может быть десантирован для контроля американской политической элитой стран, прежде всего, в Восточной Европе. Еще проще – вокруг России.

Не случайно, на первой странице Института заставка – руки дирижера:

Сайт New International Leadership Institute

Сайт New International Leadership Institute

Саакашвили, пожалуй, пока единственный из лидеров, которых Институт выпустил в большую политику. Хотя для Саакашвили это – второй заход. И все же…

Судя по всему, американская элита от Украины устала. И миссия Саакашвили, согласно которой, он, по-видимому, должен был сначала помогать Порошенко в его президентских начинаниях, а потом, возможно, и сменить президента во время выборов, на сегодняшний день на Украине полностью оказалась провальной.

Захар Виноградов