Данный комплекс (а именно так его назвал дуэт разработчиков) был единственным на выставке форума АРМИЯ-2016. Маломерные суда и катера были, о них речь пойдет чуть позже, а вот судно на воздушной подушке было в единственном экземпляре.

И не просто в единственном, а еще и новейшая разработка, находящаяся в стадии государственных испытаний.


Но сперва пара слов о создателях.

ЦКБ «НЕПТУН» было основано распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 31 декабря 1945 года и находилось в ведении Народного Комиссариата судостроительной промышленности СССР.

В 1958 году в состав ЦКБ «Нептун» было включено опытное производство, расположенное в поселке Водники Московской области. Это дало возможность самостоятельно строить опытные образцы судов, спроектированных ЦКБ «Нептун».

В марте 2012 года ЗАО ЦКБ «Нептун» претерпело реорганизацию в Открытое акционерное общество и изменило местонахождение на г. Санкт-Петербург.

ОАО «ЦКБ «Нептун» имеет собственное опытное производство. Основными направлениями деятельности является разработка и проектирование амфибийных судов на воздушной подушке и боевых и патрульных катеров.

Суда на воздушной подушке проектировались для судостроительных заводов, где до сих пор осуществляется их постройка. Спроектированные ЦКБ «Нептун» суда успешно эксплуатируются как в России, так и за рубежом.

Коллективом ЦКБ «Нептун» создано:

1976 г. СВП «Барс» пр. 14660 (8 пассажиров) и его модификации для почтовых служб и поисково-спасательной службы (ЕГА ПСС), построено ок. 40 ед.

1984 г. Малое СВП «Гепард» пр. 18800 (5 чел.), построено более 100 ед. и СВП «Пума» 18801, построено более 20 ед.

1986 г. Морское СВП «Бизон» г/п 10 т пр. 17481 для Морфлота, построено 3 ед.

Несамоходная платформа на воздушной подушке пр. 17482 для Морфлота, построено 6 ед.

1990-1994 гг. Малое прогулочное СВП «Соболь» пр. ВП191, построено ок. 30 ед.

1996 г. Морское лоцманское СВП «Рысь» пр. 14661, построена 1 ед.

1998-2000 гг. Речное пассажирское СВП «Ирбис» пр. 15063 (32 чел.), построено 4 ед.

Морская модификация СВП «Ирбис» пр. 15067, построена 1 ед.

И вот предлагаем вашему вниманию новое судно на воздушной подушке от ЦКБ «Нептун».

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

Инженерный амфибийный разведывательный катер на воздушной подушке «ИРК».

Так как катер только проходит испытания, то собственного имени у него пока нет. Надеемся, что пока.

Катер не то чтобы уникальный, но до него подобные задачи возлагались на экипаж надувной лодки СНЛ-8 с комплектом разведки водных преград.

«ИРК» предназначен для замены СНЛ-8 и проведения разведки не только водной преграды, но и подступов к ней, береговых участков, ледовых переправ. Все это возможно с помощью современного гидроакустического комплекса и комплекта переносных средств инженерной разведки. Предназначен в первую очередь для инженерных войск.

Так что инженерный амфибийный разведывательный катер для разведки водных преград у нас разработан впервые.

Итак, «ИРК».

Длина с надутыми бортами — 7,8 м.
Ширина с надутыми бортами — 3,1 м.
Высота на воздушной подушке — 3 м.
Высота над поверхностью на ВП — 0,6 м.
Максимальная скорость на суше до 50 и на воде — до 60 км/ч.
Запас хода по топливу — 250 км.
Время беспрерывной работы аппаратуры — 48 часов.
Экипаж — 4 человека.
Вооружение — пулемет 7,62 мм. Запас патронов 2000 шт.

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху
Рубка довольно современно выглядит. И на ощупь мягко.

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху
Все оборудование в соответствии дню сегодняшнему.

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху
Под пассажирским сидением — два отсека для патронов.

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху
Плюс рундук для всяких полезностей. Аптечки, спасательные жилеты и все прочее.

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху
Пулемет на вооружении, конечно, не РПК. Просто что было у устроителей выставки в наличии, то и прикрутили. В реальности, конечно, ПК.

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху
Гидролапа грузит катер на платформу очень быстро.

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху
Отсек для пассажиров весьма просторен и довольно удобен. Для десанта — тем более.

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

Вид снизу.

Два слова еще о создателях машины-транспортера.

АРМИЯ-2016. «Нептуны»: по воде аки посуху

Транспортер-погрузчик для катера «ИРК» изготовлен умельцами АО «Подъемные машины» из города Велики Луки Псковской области.

«Подъемные машины» — ведущий российский поставщик мобильного грузоподъемного оборудования, серийно выпускаемого двумя ведущими российскими производителями гидравлической спецтехники: ООО «ВЕЛМАШ-С» (Псковская обл., г. Великие Луки) и ООО «Соломбальский машиностроительный завод» (г. Архангельск).

Рукастые труженики, и машины у них тоже очень рукастые. Хороший вышел симбиоз.

Кстати, зимой планируются ходовые испытания очередного катера проекта «Пардус», и нас пригласили на эти испытания. Так что в недалеком будущем мы вернемся к теме СВП от ОКБ «Нептун».