В Сирии на протяжении шести лет войны происходило так много неожиданного, что, казалось бы, ничто уже не может нас удивить. Особенно после ввода на сирийскую территорию турецких войск. Даже переговоры 9-10 сентября в Женеве между Лавровым и Керри, которые длились рекордные 14 часов (утомленных журналистов министр и госсекретарь угостили вскладчину русской водкой с пиццей).

 

Подписанные соглашения о прекращении огня были засекречены, но не были восприняты как нечто из ряда вон. Хотя удивительным было уже одно то, что Россия и США пришли к какому-то соглашению о сотрудничестве при всем известных фундаментальных расхождениях в сирийском вопросе.

Однако субботний инцидент даже на фоне предыдущих сирийских неожиданностей оказался выдающимся. Самолеты американской коалиции нанесли в районе сирийского города Дейр-эз-Зор удар по позициям правительственных войск, уже не один год находящихся в окружении террористов ИГИЛ*. В результате этой атаки сирийские войска (естественно, не ждавшие ударов с воздуха) потеряли 62 человека, еще около 100 были ранены.

В этом инциденте странно буквально всё.

Странной была поспешность проведения этой операции, при том что 19 сентября должна была приступить к работе совместная российско-американская группа по реализации договоренностей Лаврова-Керри, что позволило бы исключить такого рода «ошибки».

Как можно было ошибиться в определении координат позиций, которые не меняются несколько лет? Где хваленая воздушная разведка США, где американские спутники, оптика которых различает даже нашивки на форме?

Удивительно, что американская коалиция своим ударом, будь он не «ошибочным», помогла бы войскам Асада, чего еще никогда не случалось.

По весьма странному совпадению сразу после американского авиаудара группировка ИГИЛ пошла в наступление на разбомбленные позиции правительственных войск.

Странности на этом не заканчиваются.

На экстренном заседании СБ ООН, созванном Россией, постпред США Саманта Пауэр повела себя настолько вызывающе (в том числе демонстративно покинула зал во время выступления российской делегации), что даже видевший всякое за много лет работы в ООН Виталий Чуркин назвал это «совершенно беспрецедентным».

А что было бы, если бы сирийцы сбили хотя бы один из атаковавших их самолетов?

В действительности эта «ошибка» больше похожа на провокацию для срыва соглашений, которые сами по себе начинают смутно напоминать нам Минск-2.

Довольно скоро после инцидента появилась и получила распространение версия о разногласиях по сирийскому вопросу, якобы имеющих место между Госдепом и Минобороны США в сирийском вопросе. Не исключено, но само по себе довольно странно.

Заслуживает внимание версия, которую выдвинул представитель сирийской оппозиционной группы «Хмеймим» Тарек Ахмад. Он считает, что это была попытка помешать сирийской армии продвинуться вперед и взять под контроль сирийско-иракскую границу, поскольку США намерены разделить Сирию и Ирак, создав там буферную зону.

Похоже, еще немало неожиданностей произойдет на многострадальной сирийской земле.

И в отношениях между США и Россией, к сожалению, тоже.

* Деятельность организации запрещена на территории России решением Верховного суда РФ.

Владимир Никитаев, Life